Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Виды и роль эмоций в жизни человека

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет

Реферат по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»

на тему:

'Виды и роль эмоций в жизни человека'

Выполнила:

Проверила:

Днепропетровск

2003

Содержание

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ - 2 -

2. РОЛЬ ЭМОЦИЙ - 3 -

3. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ - 5 -

4. МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИИ - 6 -

5. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ - 7 -

6. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ - 8 -

7. РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА - 11 -

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 13 -

1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявле-ния отра¬жательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стиму-лов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выража-ются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в дан-ный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуа-ции, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично¬сти, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфи¬ческие фи-зиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции име¬ются и у животных, но у человека они приобретают особую глу-бину, имеют множе¬ство оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослаб-ляющие её.

Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть прият-ные и не¬приятные. Филогенетически наиболее древними являются пережи-вания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сбли-жение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольст-вия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешан-ные эмоции, ког¬да в одном и том же переживании сочетаются и положитель-ные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных устано-вок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находят¬ся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по сте-пени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют на-строения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состоя-ние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присут-ствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выражен¬ное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возни-кают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и име-ют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио¬нальное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для че-ловека стиму¬лом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бур¬но и сопровождается снижением способности к пере-ключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аф¬фект).

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследст-вие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раская-ние в содеянном. Частое прояв¬ление аффекта в нормальной обстановке сви-детельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

2. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про¬исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель¬щиков проигрыш их любимой команды вызо-вет разочарование, огорчение, у болель¬щиков же команды соперника — ра-дость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей¬ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятност-ного прогнозирова¬ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в те-атр, или ожидание непри¬ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи¬тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме¬ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек¬ту влияет на мотивацию, на процесс при-нятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физио-логические изменения влияют на качество деятель¬ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно¬стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за¬щитную, мо-билизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сиг-нальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он пре-дупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про¬думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости¬жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель¬ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа¬сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще¬нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре¬чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен¬саторной функций делает возможным проявление и санк¬ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или жи-вотного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выра-жение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру¬гого человека или животного, рас-познаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у дру-гого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче¬тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепле-ния, стаби¬лизации рационального поведения животных и человека. Положи-тельные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа¬ции могут извлекаться из памяти для получения тако-го же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор¬ного совершения ошибок. С точки зре-ния Анохина, эмоциональные переживания за¬крепились в эволюции как ме-ханизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизнен-но важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение че-ловека, свя¬занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую¬щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция¬ми, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться пово-дом для самоуспокоения,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»