Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Визуальная инфо в общении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ОБЩЕНИИ

(ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Е.А. Петрова,

доктор психол. наук, профессор,

зав. кафедрой социальной психологии РГСУ

С начала 70-х годов прошедшего столетия в отечественной психологической науке активно развивалось новое научное направление, возникшее на базе культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн) и получившее название - психосемиотического подхода. Общие его положения были разработаны М.В. Гамезо, Б.Ф. Ломовым, В.Ф. Рубахиным. Ими была обозначена проблематика и создана общая теория психологического изучения знаков и знаковых систем.

Идеи, касающиеся психологических функций знаков, высказывались в трудах таких известных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Рубахин, Н.Ф. Талызина, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, А. Валлон и др. В отечественной психологии понятие «знак» занимало особое место в рамках культурно-исторической концепции развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев). Как известно, именно Л.С. Выготский [1] считал сигнификацию (создание и употребление знаков) центральным отличием человека от животных и отводил знакам особую орудийную (инструментальную) функцию, называя знак и способ его употребления «определяющим» или «фокусом» всего процесса формирования психики, основным моментом его конструирования.

Психосемиотический подход — комплексное направление, сочетающее исследование процессов общения и деятельности человека с учетом исторической природы самих используемых знаков, выступающих в качестве своеобразных орудий психической деятельности человека (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский), объективирующих и материализующих общественно-исторический опыт и «навязывающих» строй процессов, а значит, в какой-то мере предопределяющих результат отражения (в смысле аспекта, полноты, глубины, меры, обобщенности), результат познания человеком объективной действительности (М.В. Гамезо, В.Ф. Рубахин [3]), уровень развития человеческой деятельности и общения, а соответственно и их субъекта - личность, развитие всей психики человека.

Выделение орудийной функции знаков и представляет, прежде всего, психологический аспект знаковой проблемы и с неизбежностью приводит к необходимости постановки и решения вопроса об условиях и способах реализации этой функции в отношении не только процессов познания, но также деятельности человека и его общения с другими. Т.М. Дридзе отмечала, что в процессе любого знакового общения реализуется познание в самом широком смысле этого слова [5,с.42].

В центре психосемиотики лежит представление о том, что знаки - не только индикаторы внутреннего (психического) содержания, но и способы его развития и формирования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.П. Битуев, А.В. Викулов, В.А. Лабунская). Объектом психосемиотики является функционирование семиотических систем естественного или искусственного генезиса в деятельности, познании и общении людей (М.В. Гамезо, В.Ф. Рубахин, Б.Ф. Ломов, Г.А. Глотова и др.). Предмет современной психосемиотики определяется Г.А. Глотовой как «процесс возникновения, развития и дифференциации разнообразных систем, связанных отношениями репрезентации, взаимоотражения и взаимовыражения, взятый в единстве с его результатами, приводящими к образованию особой семиотической реальности» [4, с.10].

Такое широкое понимание предметной области психосемиотики делает ее универсально востребованной при исследовании самых разных сторон психики человека. Наибольшее внимание психологов привлекали знаки в процессах познания. Психосемиотический подход к познавательной деятельности и развитию человека был реализован в отечественной психологии в работах М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Г.А. Глотовой, Л.М. Карнозовой, Н.Г. Лариной, И.Ф. Неволина, Н.Г. Салминой, М.К. Тутушкиной и др. Психосемиотика общения разрабатывалась в несопоставимо меньшем объеме (А.А. Брудный, Т.М. Дридзе, В.В. Барабин, Г.Г. Воробьев, Е.А. Петрова).

Триада «знак - значение — смысл» занимает центральное место в процессе человеческого общения. Шесть основных функций человека как субъекта общения - коммуникативная (обеспечение взаимосвязи), информационная (взаимовыражение), когнитивная (взаимопознание), эмотивная (переживание взаимоотношений), конативная (взаимопроявление, управление), креативная (взаимовлияние, преобразование) - трансформируются в одну главную - регуляторную, которая на инструментальном уровне может исследовать специфику их реализации в зависимости от природы используемых знаковых средств [10].

Наиболее общее представление о знаке связано с так называемым треугольником Фреге с вершинами: знак, значение (десигнат), предмет (денотат), отношения между сторонами которого были предметом спора как в философии, так и в семиотике и психологии. Центральным для психологии оказывался вопрос о механизме взаимосвязи между знаком и значением. Например, с позиции ассоциативных теорий знак просто ассоциативно связан с предметом; согласно феноменологической теории (Б. Больцано, Ф. Бретано, Э. Гусерль) механизмом является интенция и т.д.

Психологическое изучение знаков и знаковых систем, согласно традиционному для семиотики делению на три области - прагматика (отношение знака к человеку), семантика (отношение знака и значения) и синтаксис (отношение между знаками на абстрактном уровне), - можно отнести ко всем трем обозначенным областям. «Психологические проблемы присутствуют везде - и в семантике, и в синтаксисе знаков, как только они начинают рассматриваться в контексте человеческой деятельности и отношений, общения», - писал М.В. Гамезо [3, с. 11].

Знак чаще всего определяется в семиотике как материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета или явления и используемый для приёма, хранения, преобразования и передачи информации об этом замещающем предмете или явлении. При таком широком толковании термин употребляется по отношению к любому предмету (события, явления), несущему информацию (сообщение, сведения, знания) о чем-то отличном от себя самого, а знаковая система рассматривается как материальный посредник, служащий обмену информации между двумя другими материальными системами.

Связь знака и знаковых систем с общением диалектична: с одной стороны, общение — необходимое условие овладения знаками, так и их системами, с другой - знаки специфические инструменты (орудия) общения, без которых невозможно само его существование. Активность субъекта выражается уже в самом индивидуальном наборе (тезаурусе) используемых знаков. Традиционно тезаурус определяют как «запас знаний одного или группы субъектов, отраженных в его сознании как система понятий, выраженных словами» (К.К. Платонов, М.С. Мириманова и др.). Индикативной функцией обладают не только содержательные, но и формально-динамические и пространственно-временные параметры каждого «языка».

Особенности внешнего облика и экспрессии человека могут стать «знаками», которые будут вовлечены в жизнь личности. Как это происходит? По нашему мнению, знаки внешнего облика человека функционируют в общении опосредованно активностью самого субъекта, который выбирает из порожденных полем культуры те знаки, которые отвечают его Я-концепции, соответствуют условиям общения и целям его деятельности. В этом плане все семиотические проявления человека вольно или невольно есть его самоутверждение.

Психосемиотика внешнего облика обращается к знакам «внешних характеристик поведения и облика человека» (Г.В. Щекин), «невербального поведения человека» (В.А. Лабунская), «языка тела» (А. Лоуэн и др.). Другими словами, она изучает все визуальные знаковые системы, образованные семиотическими проявлениями внешнего облика человека и несущие информацию в общении.

Соответственно зрительно воспринимаемая информация о человеке и от человека передается визуальными знаками трех визуально-коммуникативных систем: габитуса (физический облик, анатомические особенности лица, других частей тела, конституция и пр.), костюма (социальное оформление внешности: одежда, обувь, украшение, аксессуары, прическа, очки и пр.), кинесики (любые значащие движения: мимика, жестикуляция, походка, позы). Предметом нашего исследования стала роль и функции знаковых элементов внешнего облика человека в общении.

Важными для психосемиотического подхода представляются развиваемые в отечественной психологии положения:

- о включенности внешнего облика человека в социально – перцептивный процесс и его результат, о полифункциональном влиянии его на общение и совместную деятельность людей (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская);

- о полифункциональности и многозначности невербального поведения, которое является знаком – индикатором психологических и социально-психологических характеристик личности и группы (В.А. Лабунская);

- о возможности познания внутреннего мира человека на основе внешнего облика. Внешнее проявление внутреннего содержания человека является «путем», с помощью которого происходит проникновение «внутрь» субъекта человека, анализ внешних проявлений личности является инструментом познания субъекта общения (М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов, В.А. Лабунская и др.);

- о творческом характере процесса межличностного познания в общении, который направлен на реконструкцию не всегда очевидного психологического и социально-психологического содержания и установления связей между ними (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.А. Лабунская).

Рассмотрение психологических подходов, так или иначе воплощающих идею знаковости невербальных компонентов общения в русле общепсихологического

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»