Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


На правах рукописи

РОМАНОВА Анжела Валерьевна

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ ОБРАЗА «Я»

НА КОНФЛИКТНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Специальность 19.00.01 – общая психология, история психологии,

психология личности.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2002

Работа выполнена на кафедре прикладной психологии

Московского государственного открытого педагогического университета им.М.А.Шолохова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Петрова Елена Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Яковлева Евгения Леонидовна

кандидат психологических наук ,

Котлярова Марина Николаевна

Ведущая организация: Университет Российской академии образования

Защита состоится: 12 ноября 2002 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.136.05 в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109004, г.Москва, ул.Верхняя Радищевская, 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического университете им.М.А.Шолохова.

Автореферат разослан «11» октября 2002г.

Ученый секретарь

диссертационного совета к.психол. н., доцент

Шляхта Н.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная диссертация посвящена проблеме влияния визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения.

Актуальность исследования обусловлена логикой развития научного знания в данной проблематике и практическим интересом к вопросам конфликтологии, построения оптимального общения.

Область общепсихологического изучения визуальной самоподачи образа «Я» субъекта общения обозначена в современной отечественной психологии в рамках визуальной психосемиотики общения. В работах Е.А. Петровой и ее последователей (Р.Э.Варданян, 2000; М.Н.Котлярова, 2000; И.И.Петрова, 2001; А.А. Родионова, 2001; А.Н.Муханова, 2002 и др.) показаны как основные направления изучения визуальной самоподачи, так и разработан оригинальный психодиагностический инструментарий ее изучения. Визуальная самоподача образа «Я» в общении рассматривается как необходимое коммуникативное умение человека, эффективность которого определена уровнем развития у субъекта общения психосемиотической компетентности и рефлексии (Е.А. Петрова, 1999); связана с развитием ряда индивидуально-психологических (М.Н. Котлярова, 2000; А.А. Родионова, 2001) и профессиональных качеств человека (М.Н. Котлярова, 2000; А.Н. Муханова, 2002). Визуальная самоподача образа «Я» характеризуется различными половозрастными особенностями, проявляющимися в мере представленности различных стратегий и способов самоподачи, доминировании тех или иных предъявляемых другим качеств образа «Я» (Р.Э.Варданян, 2000; И.И.Петрова, 2001).

Логика развития данного направления позволяет подойти к более углубленному анализу влияния различных особенностей визуальной самоподачи на процесс построения межличностного общения, в целом и конфликтность, в частности.

Роль невербальных характеристик общения в протекании конфликтности достаточно осознана в современной науке, однако проблема взаимосвязи визуальной самоподачи образа «Я» и межличностной конфликтности людей присутствует во многих работах лишь имплицитно (Г.М.Андреева, 1998; А.Я.Анцупов, 2000; А.А.Бодалев, 1994; Н.В.Гришина, 2000; А.И.Донцов, 1984; Е.А.Доценко, 1997; Я.Л.Коломинский, 1999; В.А.Лабунская, 1996; В.Н.Панферов, 1982; Л.А.Петровская, 1982; Е.А.Петрова,1998; А.А.Реан, 1999; Л.Б.Филонов, 1982; А.У.Хараш, 1981 и др.).

На современном этапе развития психологии необходимо получение новых научных знаний о роли семиотических компонентов внешнего облика в возникновении и развитии межличностных конфликтов, выявление тех особенностей самоподачи субъекта, которые являются «конфликтогенными». Изучение проблемы не только углубит общенаучное понимание механизмов возникновения конфликтности, но и позволит осуществлять профилактику, коррекцию и поиск путей конструктивного разрешения конфликтов на невербальном уровне, подойти по новому к поиску путей коррекции лиц с повышенной конфликтностью.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, практической значимостью сферы общения и ее оптимизации в жизни человека; с другой стороны, важностью общенаучного изучения невербального пласта конфликтности, в частности выявления влияния особенностей визуальной самоподачи образа «Я» на возникновение и развитие конфликтного взаимодействия в ситуации общения.

Объект исследования – самоподача образа «Я» субъекта общения.

Предмет исследования – особенности самоподачи образа «Я» у лиц с разной конфликтностью.

Цель исследования – изучить влияние особенностей визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что: если в визуальной самоподаче образа «Я» субъекта общения наблюдается полоролевая неадекватность, на невербальном уровне преобладают «самоконструирующая» стратегия самоподачи, склонность к «самомаскировке» образа «Я» и недостаточно развита психосемиотическая рефлексия, то особенности такой самоподачи повышают конфликтность субъекта общения.

Задачи исследования:

в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии, обосновать программу эмпирического исследования;

в методическом плане – осуществить подбор психодиагностических методик с целью изучения особенностей визуальной самоподачи образа «Я» и конфликтности у испытуемых, создать методический инструментарий для исследования влияния неадекватной статусно-ролевым ожиданиям самоподачи образа «Я» на конфликтность;

в эмпирическом плане – выявить меру влияния визуальной самоподачи на конфликтность субъекта общения.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования сложилась из положений: социально-перцептивного подхода об индикативной роли внешнего облика человека в межличностном познании (А.А.Бодалев, 1994; В.Н.Панферов, 1982 и др.); психологии невербального поведения об интерпретационной природе экспрессии человека (В.А.Лабунская, 1996), теории управления впечатлением о самопрезентации как факторе его формирования (И.Гоффман, 2000); визуальной психосемиотики общения о предпосылках, условиях, психологических основаниях, стратегиях и способах визуальной самоподачи (Е.А.Петрова); конфликтологии о социально-перцептивных регуляторах поведения человека в конфликте (А.Я.Анцупов, 2000; А.И.Шипилов, 2000; Н.В.Гришина, 2000 и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:

1) для диагностики различных особенностей визуальной самоподачи образа «Я» в общении: опросники «Визуальная самоподача образа «Я» в общении» (Е.А.Петрова, 1998); «Стратегии визуальной самоподачи образа «Я» в общении» и «Особенности содержания визуальной самоподачи образа «Я» в общении» (Е.А.Петрова, И.И.Петрова, 2000);

2) для диагностики влияния неадекватности визуальной самоподачи на конфликтность человека нами (в соавторстве) была разработана методика «Неадекватная самоподача» (Е.А.Петрова, А.В.Романова, 2001);

3) для диагностики особенностей конфликтности применялись: адаптированный вариант методики «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (К.Томаса,1998); проективный тест С.Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации» (в адаптированной обработке Н.В.Тарабриной,1984); опросники по изучению конфликтов (М.М.Безруких, 1998) и (А.Н.Сухова, А.А.Деркач, 1998); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б.Фанталовой, 1999);

4) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности использовались: личностный опросник (16 PF) (Р.Кеттелл, 1999), опросник «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д.Спилберг в адаптации Ю.Ханина, 1980), опросник PEN (Г.Айзенк, С.Айзенк, 1963) и «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ, В.М.Русалов, 1997).

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью, рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.

При обработке данных экспериментального исследования использовались методы корреляционного анализа (Т – критерий Стьюдента,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»