←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Исследование взаимосвязи продолжительности профессиональной деятельности и взаимоотношениями в семье у работников ПНИ
Содержание:
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Проблема семейных дисгармоний
в контексте профессиональной деятельности………………….………..5
1.1. Семья как социальный институт………………………….….…...5
1.2. Дисгармоничные семейные отношения………………………….18
1.3. Профессиональная деятельность как фактор детерминирующей особенности семейных отношений……………………………….22
1.3.1. Стресс на рабочем месте…………………………………………..22
1.3.2. Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер……………………………………………...25
1.3.3. Структура переживаний человека в процессе деятельности……28
Глава 2. Исследование влияния продолжительности профессиональной деятельности сотрудников ПНИ на взаимоотношения в их семьях…..31
2.1. Структура методик и эксперимента………………………………...31
2.2. Результаты.………………………………………………………....32
2.3. Анализ результатов………………………………………………..34
Выводы…………………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37
Приложения ………………………………………………………………38
Введение
В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является одной из центральной и вместе с тем трудноразрешимых проблем психолого- педагогических наук. Внимание многих психологов во всем мире сконцентрировано на вопросах внутри семейных отношений ( Аккерман Н.,Ковалев С.В., Минухин С., Фишман Ч., Браун Дж, Кристенсен Д, Сатир В, Эйдемиллер Э., Юстицкис В., Дружинин В.Н., Мишина Т.М.,)
Но, к сожалению, вопрос о влиянии профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье мало изучен. Зачастую жизненные обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходиться останавливать свой выбор на такой профессиональной деятельности, которая не всегда благоприятно действует на его эмоциональное и физическое состояние. Что может привести, в некоторых случаях, к возникновению внутрисемейных конфликтов. Целью данной курсовой работы является исследование влияния профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье.
Предметом экспериментального исследования выступает взаимосвязь продолжительности трудовой деятельности и взаимоотношений в семье.
Объект – сотрудники психоневрологического интерната.
Гипотеза – продолжительность профессиональной деятельности сотрудников психоневрологического интерната влияет на возникновение семейных дисгармоний.
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу необходимо решить ряд задач, которые возникают в ходе решения выше обозначенной проблемы:
1. Изучить литературу на данную тематику.
2. Разработать и провести экспериментальное исследование на соответствующем контингенте людей.
Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленной целью. В ходе работы были использованы диагностические методы (тест – опросник удовлетворенности браком, разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко и метод “ Мандала” Дж. Келлогг).
Организационная база исследования. Исследование проводилось в ноябре 2004 г. на базе психоневрологического интерната. В исследовании принимали участие сотрудники ПНИ (медецинские сестры) В количестве 12 человек.
Глава 1 Проблема семейных дисгармоний в контексте профессиональной деятельности.
1.1. Семья как социальный институт
Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социаль¬ной общности, малая группа, основанная на супружеском со¬юзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосто¬ронних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, жи¬вущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается “гостевой” (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в те¬чение достаточно длительного промежутка времени.
Многие специалисты используют определение семьи, пред¬ложенное А.Г. Харчевым: “семья — это исторически-конк¬ретная система взаимоотношений между супругами, меж¬ду родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отно¬шениями, общностью быта и взаимной моральной ответ¬ственностью, социальная необходимость в которой, обуслов¬лена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения”. (Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: 2004. - с. 22)
Комментируя данное определение, С.В. Ковалев подчерки¬вает несколько важных моментов.
Семья меняется со временем, в соответствии с перемена¬ми в обществе, хотя и является одним из наиболее стабиль¬ных социальных институтов.
Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объе¬динения людей. (Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.:1988. – с. 53)
Социальная необходимость семьи обусловлена потребно¬стью общества в выполнении семьей репродуктивной и вос¬питательной функций, что гарантирует продолжение суще¬ствования самого человечества.
Семью как социальную группу невозможно понять, исхо¬дя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья явля¬ется открытой, постоянно развивающейся системой, име¬ющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотноше-
ниях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.
Точное содержание понятия “семья” зависит от определен¬ного исторического и культурного контекста. Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функ¬ционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного чело¬века. Помимо собственно семьи, сюда относились многочис¬ленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Та¬ким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управ¬ления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных по¬требностей своих членов; биосоциальной структурой, ограж¬дающей от голода и депривации, в формах которой развивал¬ся человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая едини¬ца, существующая вокруг гетеросексуальной пары.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как соци¬ального института, и как малой группы.
Согласно общепринятой трактовке, понятие “социальный институт” означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посред¬ством которых общество регулирует и контролирует деятель¬ность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты по¬ведения организуются в систему ролей и статусов.
Деятельность социальных институтов направлена на удов¬летворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обще¬стве, производство товаров и услуг и их распределение, вос¬производство членов общества и их социализация, соци¬альный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и рели¬гия.
Социальные институты образуют ядро нормативно-цен¬ностной структуры общества. Они ограничивают или подав¬ляют такие действия людей, которые не согласуются с соот¬ветствующими стандартами поведения.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их пер¬вичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизвод¬ства. Благодаря рождению детей семья не только разраста¬ется сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о соци¬альных связях и с момента рождения включает его в них. Се¬мья в значительной мере приобщает ребенка к основным об¬щечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребен¬ком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в пер¬вые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одоб¬ряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отно¬шений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Спо¬собность членов семьи принять ребенка в качестве
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|