Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Влияние типов семей на развитие подростка

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Министерство образования Республики Беларусь

Минский государственный педагогический колледж

РЕФЕРАТ

по психологии.

Тема:

«Влияние типов семей на развитие подростка»

Минск 2004

Оглавление.

Введение.

Глава I. Влияние типов семей на развитие личности подростка.

I.1.Особенности развития личности в подростковом возрасте.

I.2.Семья как малая социальная группа.

I.3.Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.

Глава II. Изучение влияния типов семей на степень агрессивности подростков.

II.1.Изучение уровня агрессивности подростков.

II.2.Изучение родительского отношения.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение

Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критиче-ским, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное разви-тее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнени-ем, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от са-мого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Поэтому тему своей курсовой я выбрала в этом русле: «Влияние типов семей на развитие подростка».

Я думаю, что эта тема очень актуальна в наше время и в связи с тем, что я буду зани-маться с детьми именно этого возраста, мне будет легче понимать и работать с учениками.

Цель курсовой: определит, в какой мере гармоничное воспитание в семье влияет на уро-вень агрессивности подростка.

Задачи:

- изучить взгляды на проблему формирование личности подростка;

- исследовать их взаимоотношение в семьях подросткового возраста;

- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подро-стка.

В основном материала по данной теме нет, хотя о подростковом возрасте говориться, и пишется очень много, так же как и о семьях и взаимоотношении ребёнка и родителей в семье, а именно как зависит уровень агрессивности подростка от взаимоотношений в семье очень мало.

В ходе работы хочу проследить следующую гипотезу: при принятии подростками взгля-дов родителей на воспитание уровень агрессивности у лиц подросткового возраста значи-тельно ниже, чем у тех подростков, которые не понимают родительских установок.

Глава I.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте.

Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и крити-ческим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомнен-но, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве само-стоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его пси-хической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверен-ности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкну-тостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые мож-но рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового воз-раста и описал три возможных типа развития личности подростка. [1. 121]

Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, пережи-ваемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные измене-ния подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип раз-вития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельно-го преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертат-ности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами явля-ются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переноси-мая подростками на окружающий мир.

Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружаю-щему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружаю-щими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, от-рицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхо-лии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное вра-ждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитив-ным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на пер-вое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасно-го. При благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусст-во и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряже-нию».

Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подрост-ка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и разви-тие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собствен-ной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в бу-дущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивле-нию, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хули-ганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся но-вые психологические новообразования подросткового возраста.

Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. На-ряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребен-ка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения.

Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление по-требности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»