←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы
поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в
процессе психологического
консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на
эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных
результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса
психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49
ВВЕДЕНИЕ
Консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить.
Нахождение и разрушение механизмов психологической защиты в процессе психологического консультирования - одна из важнейших задач психолога, без решения которой невозможен терапевтический эффект. Стиль психологической защиты во многом говорит о личности клиента. Психолог должен определить:
- как глубоко укоренились и насколько долго действуют механизмы защиты?
- какие мотивы личности скрываются за психологической защитой?
- насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного приспособления к повседневности?
Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.
Объект исследования: лица со стойкой зависимостью от алкоголя в возрасте 30-35 лет.
Предмет исследования: тревожность и психологическая защита в процессе консультирования.
Гипотеза исследования заключается в том, что тревожность влияет на возникновение защитных механизмов в процессе психологического консультирования.
Объект, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи
1. Проанализировать литературу, существующие исследования по вопросу психологического консультирования.
2. Определить роль эмоционально-чувственной сферы в процессе психологического консультирования.
3. Исследовать защитные механизмы психологического консультирования, а так же влияние на их образование тревожности
4. Проанализировать результаты нашего исследования, сделать выводы, предложить рекомендации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, экспериментальное исследование с использованием опросника Айзенка по определению темперамента и тест-метода «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду.
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств, как основы поведения человека
Эмоции - сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. На нервно-мышечном уровне эмоции проявляются в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испы¬тывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формаль¬ному описанию.
Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментально¬го их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли (1960), П.Фресса (1975), Я.Рейковского (1979), К.Изарда (2000), переведенных па русский язык, а также оте¬чественных авторов: П.М.Якобсона (1958), В.К.Вилюнаса (1973), Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И.Куликова (1997). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894; Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980; Леонтьев, 1982; Фресс, 1975; Рейковскнй, 1979, Симонов и др.). Больше того, некото¬рые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А.М.Эткинд (1981) пишет: «...в обыденной жизни он (человек) не столько рассуж¬дает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обы¬денной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия "холодные" попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем "горя¬чие" акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факто¬ров, вносящих свой вклад в их ход и результат» [23,с.107].
Эмоции и чувства, выполняя раз¬личные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого резуль¬тата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Швейцарский психолог Э.Клапаред еще в 1928 году: «Психология аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхожде¬ния. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувства¬ми то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конеч¬ными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапа¬зон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представля¬ет собой часть более сложной целостности... Простым перечислением фундаменталь¬ных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» [6,с.93].
Прослеживается скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмо¬ций, например, У.Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается "научной психологии" чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слиш¬ком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворно¬го руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и от¬теняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логиче¬ских обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» [5,с.174]. У.Джемс сетует на то, "что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представ¬ляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества тру¬дов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» [5,с.273].
Не случайно русский психолог Н.Н.Ланге писал в то время, что «Чувство зани¬мает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер — "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занима¬ют все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то по¬лучится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого... Причин этой общей "не¬любви" много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современ¬ной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее уча¬стие, чем доныне» [13,с.55].
С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М.Мейера (Меуег, 1933) о том, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось по¬желание Н.Н.Ланге — и профессия психолога теперь в основном стала женской. По¬явилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особен¬но
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|