Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Восприятие и понимание

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Введение.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе¬ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор¬ганических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в об¬щество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве¬чал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами наме¬ренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевлен¬ными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен¬ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чув¬ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом вы¬сказывании одного из лучших знатоков практической психоло¬гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оце¬нивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

1.Имплицитная теория личности.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она пред¬ставляет собой представление человека о том, как в людях взаи¬мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Импли¬цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структу¬рой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отноше¬нию к соответствующему человеку. Имплицитная теория лично¬сти формирует установку человека по отношению к людям, име¬ющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать поря¬дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че¬ловека можно представить себе следующим образом. Встреча¬ясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внеш¬них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен¬ных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в со¬знании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговремен¬ной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную струк¬туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика челове¬ка. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим лю¬дям те черты характера, которые входят в сложившуюся струк¬туру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности спо¬собствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информа¬ции о нем. В этом состоит положительная социально-психо¬логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, по¬родить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляе¬мые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицит¬ная теория личности является часто встречающейся причи¬ной разного рода расовых, национальных, социальных, ре¬лигиозных и других предрассудков.

2. Эффекты.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра¬вильность восприятия и понимания людьми друг друга, являет¬ся эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впе¬чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова¬ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива¬ющееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, назы¬вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си¬лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об¬раз данного человека, который становится своеобразным филь¬тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис¬сонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то ока¬залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа¬дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре¬имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. По¬скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы¬ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатле¬ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке ока¬залась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф¬фективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож¬ный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото¬рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ¬на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан¬ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво¬го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру¬гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду¬мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя¬ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

3. Межличностный процесс познания.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешно¬сти, которые являются наиболее информативными с точки зре¬ния психологических особенностей воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека внимание вос¬принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь¬шую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отноше¬ние воспринимаемого человека к воспринимающему, затем стро¬ится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необ¬ходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состо¬яний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты од¬ного из подобных экспериментов. В нем для определения ха¬рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель¬ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб¬ки в точном определении эмоционального состояния говоря¬щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний пра¬вильнее других воспринимается и оценивается радость, не¬сколько хуже — восхищение. В группе индифферентных эмо¬циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из чис¬ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз¬личия в правильности определения отдельных видов эмоци¬ональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко¬торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос¬приятия.

4. Типичные формы восприятия и понимания.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и пони¬мания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»