Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ГОСКОМИТЕТ РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “Инженерно-педагогическое электротехническое воспитание”

РЕФЕРАТ

по психологии и педагогике высшей школы

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Выполнил: Анипченко Б.В.,

аспирант кафедры общей и

неорганической химии

Принял: Нестеренко В.М., к.т.н.,

доцент кафедры

“Инженерно-педагогическое

электротехническое воспитание”

САМАРА

1996

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

1. Понятие информации, ее классификация и психологическая

структура

Процесс передачи информации как составная часть обучения может и должен оптимизироваться с целью улучшения качества обучения. Под информацией в данном реферате понимается со-общение, зафиксированное искусственно созданными знаками (или знаковыми системами), доступное восприятию и пониманию аудиторией, на которую оно рассчитано.

Итак, понятие информации здесь и далее будет употреб-ляться как синоним сообщения в его психологическом смысле.

Под формой фиксации знаний, или формой предъявления ин-формации, здесь и далее понимается его объективация при по-мощи той или иной знаковой системы или на каком-нибудь ма-териальном носителе, например на бумаге. Дело в том, что знание как таковое представляет собой психический феномен, является достоянием психики отдельных индивидов и в таком качестве недоступно другим. После же его объективации (фик-сации) на материальном носителе, скажем в форме текста, чертежа, формулы и т.п., содержание этого знания (рассмат-риваемого как информация, сообщение) становится доступным неограниченному числу его потребителей, удобно для распро-странения в пространстве и времени. Всякая форма фиксации знания есть в то же время и средство коммуникации.

В нашем случае при рассмотрении информации должны учиты-ваться два разнородных аспекта: семиотический и психологи-ческий. С учетом этого информацию можно разделить на три крупных класса: синтаксический, семантический и прагматиче-ский.

Синтаксическая информация, как и в случае двух остальных классов, состоит из совокупности знаков, объединяемых в тот или иной алфавит (т.е. полный ассортимент определенных зна-ков, например буквенных, цифровых). В сообщении эти знаки расставляются не произвольно, не в случайном порядке. Они как-то соотносятся друг с другом, находятся в определенной связи. Последовательность и место каждого знака обусловлено установленными правилами. Эти правила очень важны: их от-сутствие привело бы к невозможности прочесть сообщение (чертеж, схему, текст).

Семантическая информация - это информация, предполагаю-щая актуальную или потенциальную возможность раскрытия по-требителем закодированного теми или иными знаковыми средст-вами ее содержания, смысла сообщения.

Прагматическая информация нацелена на то, чтобы иниции-ровать определенный образ мыслей, определенное поведение, то или иное состояние.

Психологическую структуру информации можно представить в виде трехзвенной иерархии: знак - значение - смысл.

Роль знака заключается в том, чтобы репрезентировать, замещать какую-либо вещь, выступая “подмененной” сущностью этой вещи, для сознания. В наиболее общем виде знак можно определить как средство коммуникационного взаимодействия и мышления.

Основываясь на определениях понятия “система”, под зна-ковой системой следует понимать организованное множество знаков с отношениями и связями между ними, образующее опре-деленную целостность. Примеры знаковых систем: текст, таб-лица, чертеж и т.д.

С точки зрения семиотики значение знака можно определить как информацию, несомую знаком.

Понятия знака и значения в современной науке еще недос-таточно стабилизировались. Нет единого удовлетворяющего всех определения. Тем более нельзя отнести к разряду точно определенных понятие смысла. Смысл - это интимно-психологические, интимно-личностные образования, идеальный продукт функционирования человеческого мозга. Самый строгий научный анализ не обнаружит смысла или мысли ни в тексте, ни в устной речи, ни в чертеже, ни в музыке. Он обнаружит лишь то, что там на самом деле есть: звуковую последова-тельность, характеризующуюся определенными значениями час-тоты, длины волны, интенсивности и т.п., или систему графи-ческих построений, организованных по некоторым правилам - и только. Ни в одной форме передачи семантической информации нет и не может быть того, что мы называем мыслью. Как же тогда возможно, например, понимание, научение? На этот во-прос можно дать однозначный ответ - благодаря тому, что не-которая последовательность звуков, графические построения и т.п. представляют собой знаки, а следовательно, имеют и значения. Услышав определенную последовательность звуков, человек узнает в них знаки и в его сознании всплывают свя-занные с ними значения. Эта совокупность значений представ-ляет собой непосредственную причину генерирования мысли (своей мысли), более или менее совпадающей с мыслью другого человека, которую он зашифровал звуками речи, письма и т.п. Такому шифрованию поддаются отнюдь не все компоненты мысли. Например, некоторые образные и эмоциональные составляющие мысли практически не поддаются кодированию речевыми средст-вами.

2. Восприятие, понимание и наглядность информации

Прием информации человеком начинается с ощущения. Так, например, при чтении мы вначале ощущаем некоторую неодно-родность фона и нанесенных на нем графических построений, потом узнаем буквы и т.д.

Если ощущение - это отражение отдельных свойств предме-тов и явлений окружающей действительности, то восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в со-вокупности их различных свойств и характеристик. Продуктом восприятия всегда выступает более или менее сложный образ предмета.

Согласно современным представлениям информация в цен-тральной нервной системе оценивается по двум основным при-знакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержа-щихся в них сообщений. Оба вида оценки связаны с деятельно-стью разных мозговых структур.

Идентификация объекта восприятия - это опознание стимула как данного. Опознание объекта предполагает формирование его перцептивного образа и сличение его с ранее сформиро-ванными и хранящимися в памяти “эталонными”, в памяти хра-нится не один эталонный, а некоторое организованное в сис-тему множество образов.

Возможности человека при идентификации объекта довольно ограничены. Так, согласно данных ряда исследований при опо-знании разнообразных объектов число эталонных образов, с которыми сличается перцептивный, не превышает семи-восьми в случае наличия одного различительного признака. Эта величи-на представляет собой длину оперативного алфавита и соот-ветствует объему оперативной памяти. Увеличение числа раз-личных признаков увеличивает информационную емкость объек-та. Человеку редко приходится сталкиваться с одномерными стимулами. Объекты нашего восприятия, как правило, много-мерны. При опознании таких объектов он может сличаться с разными системами оперативных алфавитов (т.е. системами эталонных образов) - в зависимости от того, какие признаки выделяются как главные в процессе восприятия.

Современные теории и модели опознания еще не могут удов-летворительно решить проблему алфавита признаков, которыми пользуется человек при опознании знаковых объектов и вообще предметов.

Декодирование - заключительная фаза процесса опознания (и восприятия) - в основном заключается в “переводе” вос-принимаемых знаков в те единицы внутренней речи, которые непосредственно связаны с представлениями и мышлением.

Понимание - это специфический познавательный процесс, сложное, иерархически построенное психическое отражение объектов познания, в результате которого создаются новые и воссоздаются старые, но по-новому видимые, так или иначе эмоционально окрашенные системы концептов и образов, объе-диняющие в себе собственно продукт этого отражения с соот-ветствующими элементами личных знаний.

Например, простые предметные ситуации понимаются на уровне восприятия, то формула, как правило, - на уровне мышления.

Целесообразно различать два принципиально разных случая: понимание знаковых и незнаковых объектов. Если в первом за-дача понимания состоит в раскрытии, уяснении, образно выра-жаясь, кем-то заложенного в объект смысла, декодировании его, то во втором сами по себе объекты, как правило, смысла не имеют (если не считать таких, как машины, приборы, со-оружения и другие продукты человеческой деятельности, где с определенными оговорками можно считать, что при их создании в них был “заложен смысл”) и человек в этой второй ситуации понимания сопоставлением, сравнением и т.п. связей и отно-шений объекта как бы привносит в него “новый смысл”, приме-ривает свой привнесенный в объект понимания смысл и в слу-чае удачности такой примерки считает объект понятным.

Проблема наглядности первоначально, еще в глубокой древ-ности, возникла в связи с трудностями представления многих фрагментов различных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»