Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Групповая психотерапия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Нормативная часть.

Групповая психотерапия. Основные положения.

Понятие групповой психотерапии. 2

Психология коррекционной группы. 3

Формирование группы. 4

Группы тренинга. Техника занятий Т-групп. 5

Группы встреч. 6

Гештальт-терапия 7

Психодрама. 9

Творческая часть.

Трансактный анализ. Введение. 11

Введение в трансактный анализ. 11

Введение в структурный анализ. 15

Введение в анализ трансакций. 17

Игра. Определение. 21

Функции игры. 22

Введение в анализ сценария. 24

Эго-состояния. Состояние Я Родитель. 26

Состояние Я Ребенка. 29

Состояние Я Взрослого. 30

Список литературы. 35

Существует много определение групповая психотерапия. Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

В нашей литературе эта неясность и без того сложной проблеме усугубляется еще и терминологической путаницей.

Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения людей. Коллектив – это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.

Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.

В социальной психологии традиционно выделяют следующие основные признаки группы:

• Основные участники своей принадлежности к группе.

• Установление определенных отношений между нами.

• Внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов.

• Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.

• Наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.

Малая группа - немногочисленная по составу общность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.

Психокоррекционная группа – это исскуственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированная взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происхождение с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Однако родоначальником групповой психотерапии считается Якоб Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия».

Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно ощущаем в жизни, на работе, в семье, проявляются и в психокоррекционной группе.

Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы. Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк – от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность.

Противопоказаниями для групповой психотерапии является низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность решения конфликтов – более естественными.

Гомогенные группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Частота и длительность занятий определяется многими факторами (характер лечебного упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые продолжительностью по 60-90 минут.

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений. Тем не менее, от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что:

• В Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента.

• Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

• Занятия в группе предлагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Прежде всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере

полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя.

Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:

• Представление самого себя.

• Обратная связь.

• Экспериментирование.

Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами.

Существует два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений.

Руководитель не устраняется от лидерства полностью и, нередко, выступает в роли наставника.

Сторонники второго направления в большей степени ориентированы на гуманистический, демократический стиль руководства группой.

Выделяют следующие основные признаки группы встреч:

• Открытость и честность в общении ее членов.

• Осознание самого себя, своего Я (психического и физического).

• Ответственность за себя и членов группы.

• Внимание к чувствам.

• Принцип здесь и теперь.

Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции защиты и такое понятие, как зрелость.

Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями.

Зрелость – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.

Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:

• Расширение осознания.

• Интеграция противоположностей.

• Усиление внимания к чувствам.

• Работа с мечтами (фантазией).

• Принятие ответственности на себя.

• Преодоление сопротивления.

В настоящее время гештальт-подход является одним из основных направлений в психологической и психотерапевтической практике, уступая в популярности только психоанализу и поведенческой терапии.

Создатель гештальт-терапии - Фриц Перлз - начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальт-терапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, стремлением преодолеть эти ограничения.

Гештальт-терапия удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, концепции телесной терапии В. Райха о связи тела и разума, восточной философии и психоанализа. Поэтому важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-терапии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.

Гештальт-терапия традиционно рассматривается как наиболее эффективный метод коррекции чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных индивидов (то есть тревожных, фобических, депрессивных) ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков". Гештальт-терапия с успехом применяется при лечении многих "психосоматических" расстройств, включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины.

Эта терапия становится эффективным методом воспитательной работы, помогающим здоровым людям в личностном росте и в реализации их потенциальных возможностей. Этим Гештальт-терапия обязана в значительной мере своей популярностью вне клинической среды и включением ее методов и идей в течение гуманистической психологии и "движения за актуализацию человеческого потенциала". В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в разных областях практики. Он оказался эффективным как в индивидуальной, так и групповой работе, а также в работе с семьями и организациями как целостными структурами.

Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»