Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Диплом

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


-. з -

ВВЕДЕНИЕ

Влияние фактора пола на отдельные психические функции установлено достаточно определенно, хотя вопрос о природе и масштабах "полового диноихизма" ( Тих Н. А., 1970) (49) остает¬ся спорным,

В отечественной психологии проблема половнх различий разрабатнвалаеь в основном на факультете психологии ЛГУ. Б»Г. Ананьев среди природных особенностей человека, влияющих на его психику, выделял как главнейшие возраст, пол и индивиду¬альность ( 1, с. 193).

Психологами ленинградской школы в разное время был предпринят ряд исследований в области половых различий в психике: ощущения - Ф.Р.Гилманова (22), Л.И.Гольбина (23);

психомоторика - Б.Г.Ананьев (1), Н.А.Розе, Л.А.Головей (40), И.ЯЛруминя (34); память - В.Н.Андреева (5); мышление - М.Д. Дворянина (27), Е.И.Степанова (44).

И.М.Палей, В«К,Горбачевский, рассматривая отдельные проявления полового дипсихизма, предполагают, что базисом этих различий является половые различия в энергетических ха¬рактеристиках организма и в информационных особенностях нервно-психической деятельности (36).

В.П.Багруновым разрабатывается филогенетический подход и проблеме полового дипсихизма человека (7,8).

В зарубежной литературе проблеме "Пол и психика" уделя¬ется серьезное внимание. Достаточно сказать, что количест¬во публикаций по данной проблеме достигает 30.000 (55). Из ведущих иностранных специалистов в этой области необходимо отметить Э.Манкоби (56) и Х.Гарея (57). Д.Гарей прямо эаяв-

- 4 -

ляет, что любые данные психического состояния долхнн учиты¬вать половые различия, если они хотят претендовать на какую-либо научную ценность (ЬТ) У

Обращение исследователей к вопросу о половых различиях психики, кроме причин теоретического характера, вызвано еще и все более проявляющей себя необходимостью учета специфики психической организации пола в процессах труда, познания, ©бщения. Ряд фактов свидетельствует о своеобразном влиянии половых особенностей психики на организацию деятельности.

Логика социального развития нашего общества ведет к по¬стоянному увеличению доли хенского труда, к увеличению сфер применения женского труда, к неизбежности достижения женщи¬нами профессиональных вершин. По данным Л.Э.Котляр и С,Я. Турчаниновой, 51,5^ наших рабочих и служащих составляют жен¬щины. Однако квалификационный уровень работниц отстает от уровня квалификации рабочих мужчин (33). В машиностроении, где концентрируется наибольшая масса тружениц РСФСР, женщины в 67^ случаев имеют 1-й и 2-й разряды. Больше половины муж¬чин обладают более высокими 4-м и б-м разрядами. При этом

1

уровень образования у женщин выше. /

/Примечательно, что это различие в квалификации касается всех сфер труда - и физического, и умственного. По литера¬турным данным (33), женщин среди научных сотрудников - 4(%, кандидатов наук - 2°%, докторов наук - 14%. Женщины составля¬ют 13% из числа руководителей предприятий, включая директо¬ров совхозов. Начальников цехов, смен, участков - Уо%. В сферах здравоохранения и просвещения, где основные занятые -женщины, директора шкод чаще мужчины, равно как и главные врачи больниц.

- 5 -

Приведенные факты, круг которых мог бы быть значительно расвирен за счет данных из сфер познания и общения, мохно объяснять социально-историческими причинами, повлиявшими на то, что некоторые нормы поведения кахутся не только естест¬венными, но дахе единственно воамохными. Содерхание деятель¬ности влияет, в свою очередь, на своеобразие психической организации - "мухской" и "хенский" типы личности. Однако психические различия мехду полами имеют, конечно, не только Т социальную, но и биологическую природу (1).

Одним из самых острых вопросов проблемы полового дипси-хиэма является вопрос о природе и масштабах половых различий в мышлении. Не претендуя на попытку разрешения этой глобаль¬ной проблемы, мы попробуем выяснить, как влияет фактор пола на успевность решения интеллектуальных задач в зависимости от степени новизны, оригинальности этих задач.

По некоторым литературным данным и из собственного опы¬та преподавания физики в средней вколе мохно предполагать, что достаточно новая, незнакомая для испытуемых задача, в которой главное поиск и пробы, более успешно будет решена лицами мухского пола. В то хе время мы предполагаем, что в результате научения при решении интеллектуальных задач не¬которого типа более успешными могут оказаться лица хенского пола. Проверить эти предполохения мохно, предлохив для реше¬ния в двух разнополых выборках ряд однотипных, незнакомых для испытуемых интеллектуальных задач, незначительно варьи¬рующих в ряду по слохности.

Итак, целью настоящей работы является попытка выявить специфику пола в успешности решения ряда незнакомых, одно¬типных интеллектуальных задач.

Глава 1. ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЛОВНХ РАЗЛИЧИЙ В ИНТЕЛЛЕКТЕ

§!• Определение некоторых операциональных понятий

Прежде всего необходимо определить, что такое задача с точки зрения психологии мышления. Большинство психологов, за¬нимающихся решением задач, такого определения не дают. Дахе в работах, специально исследующих решение интеллектуальных (мыслительных) задач, встречается или описательная характе¬ристика того, что такое задача, с указанием основного ее признака, или "описательное" определение (39). Причина этого кроется, видимо, в многоплановости возмохных подходов к за¬даче. Мы будем придерживаться представления е задаче кав "объекте мыслительной деятельности, содержащем требование не¬которого преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих раскрыть связи (от¬ношения) между известными и неизвестными ее элементами" (26, сЛ2).

/Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и является основным, позволяет перекинуть мост от известного к тому, что требуется узнать, и тем самым обнару¬жить главную идею решения. Обозначая задачу как интеллекту¬альную или мыслительную, имеем в виду, что в решении этой "•:

задачи мышление проявляется как особая деятельность.

Функцией мышления является преобразование получаемой из¬вне информации, которое совершается на вербально-логическом уровне с помощью языка, знаков и символов. Теоретическое преобразование поступающей информации возможно, если человек обладает соответствующим запасом знаний (С.Л.Рубинитейн)( 42),

- 7 -

Ю.А.Самарин качество мнслительного ставил в зависимость от качества сформировавшейся системы знаний (42). Знания сохра¬няются с помощью памяти, во взаимосвязи с которой и возможно функционирование мышления.

В аналиад мышления обычно выделяют три основных его ви¬да: 1) предметное, наглядно-действенное или практическое;

2) наглядно-образное; 3) вербально-логическое ^447. Все они различаются по характеру тех объектов (реальных предметов, образов или знаков), оперирование которыми составляет содер¬жание мышления. Это не следует понимать так, что человек мо¬жет мыслить либо образами, либо словесными понятиями. Эти формы мышления не изолированы друг от друга, не противополож¬ны друг другу, а тесно взаимодействуют между собой. Тезис о единстве образного и словесно-логического мышления прочно вошел в нашу психологическую теорию ^42,48^. Говорить о сло-весно-логической и образной формах мышления можно только от¬носительно, имея в виду преимущественную форму решения зада¬чи на том или ином его отрезке и учитывая их взаимные пере¬ходы.

В данной работе будут использованы задачи, требующие дл

и^ своего решения опредеденной степени развития образно геологи¬ческого мышления.

Логическая форма решения задачи может быть реализована с помощью словесного рассуждения,ориентированного на смысло¬вую сторону задачи, оперирование заключенными в ней содержа¬тельными отношениями или же подчиненные собственно логиче¬ским правилам..

Образная форма решения задачи осуществляется с помощью зрительного восприятия материальных объектов или представле-

- 8 -

ний, относящихся к содержанию задачи, не имеющей внешней ве¬щественной опоры.

Многие авторы, анализируя успешность выполнения испыту¬емыми ряда тестовых задач, судят о степени развития у них интеллекта. Например: тест Векслера, тест "Прогрессивные матрицы" Равена и др. Понятие интеллекта не является обще¬принятым в отечественной психологии, хотя С.А.Рубинштейн (41) признавал право на существование этого термина, который пр-явился в советской психологии в последние годы. Однако ему соответствовал другой термин - "общие умственные способно¬сти". Под способностями обычно понимают свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение того или иного вида дея¬тельности. Так, например, А.Г.Ковалев пишет, что "способ¬ность можно определить как синтез свойств человеческой лич¬ности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающей высокие достижения в ней" (31,с.332). Однако в таком опреде¬лении сущность явления не раскрывается. Понять ее можно лишь на основании структуры феномена.^

По мнению С.А.Рубинштейна, в состав каждой способности всегда входят некоторые операции, т.е. способы действия, "но ядро способности - это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируется, качество этих процессов" (42,с.229). Необходимым условием успешного функ¬ционирования операции является вычленение, анализ и обобще¬ние отношений, на которых основывается (или которые отража¬ет) операция. Это положение С.Л.Рубинштейна подтверждено экспериментальными данными В.А.Крутецкого (32)^ показавшего наличие большой и малой обобщенности математического

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»