Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Жан Пиаже

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Реферат по дисциплине: Психология личности

на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

(ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)

Херсон 1999

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4

2. Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7

Заключение………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы…………………………………………..10

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внут-ренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как лич-ности.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филоге-нез определяет онтогенез путем создания необходимых для него ес-тественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помо-щью средств, созданных обществом.

Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В ка-честве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., от-крывшего ряд особенностей детских представлений о мире, особен-ности детской логики в разные периоды развития, а так же создав-шего концепцию стадиального развития интеллекта.

ЭРИК ЭРИКСОН.

КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности являет-ся положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейше-го роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей чело-века принимается одобрительно, общество пытается способствовать со-хранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана лично-сти" (2, с. 219).

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения по-следовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называе-мым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индиви-дуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необ-ходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на опре-деленном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разреше-ние. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более ус-пешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодоле-вается кризис.

Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека явля-ются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые лич-ность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений свя-занны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адапта-ции" (2, с. 219).

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогати-лось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается нераз-решенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно ре-шался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития бо-лее адаптивной и зрелой личностью.

Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)

№ Стадия Возраст Кризис Сильная сторона

1 Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие — ба-зальное недоверие Надежда

2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и со-мнение Сила воли

3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель

4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполно-ценность Компетентность

5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — роле-вое смешение Верность

6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь

7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота

8 Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция — отчая-ние Мудрость

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универ-сальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой ста-дии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о ко-ординации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общест-во оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нужда-ется. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности по-колений переплетаются.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ПО ЖАНУ ПИАЖЕ

Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: нераз-деленность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная ум-ственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.

Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логи-ки, для которой свойственны:

 синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошколь-ного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разно-родные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции за-менять синтез соположением.

 нечувствительность к противоречиям;

 переход от частного к частному без обращения к общему;

 непонимание относительности некоторых понятий;

Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже счи-тает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок дума-ет, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек зре-ния. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентриче-ская речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ре-бенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.

С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:

1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи);

2. От 3 до 6 лет — постепенно убывает;

3. После 7 лет практически исчезает совсем;

В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где воз-можны дискуссии и споры, ее процент снижается.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»