←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Омский Государственный Педагогический Университет
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
(творческое задание по педагогике)
Выполнила: сту-дентка фак. ин.яз. гр.315
Вагина И. Б.
Научный руково-дитель:
Кабирова Ж. М.
Омск, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования игры в процессе обуче-ния........................................................................................................................5
§ 1. История вопроса...........................................................................5
§ 2. Психологические основы игры..................................................7
§ 3. Технология игры в процессе обучения.....................................12
Глава 2. Исследовательский материал........................................................19
§ 1. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе обучения.............................................................................19
§ 2. Рекомендации...............................................................................23
Заключение........................................................................................................24
Список литературы..........................................................................................25
Приложения.......................................................................................................26
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ пе-реработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо-циональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это толь-ко один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная дея-тельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объ-единяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие пере-живания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственно-го, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная дея-тельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовле-творяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими зна-ниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к обще-ственной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.
Таким образом игровая деятельность является актуальной пробле-мой процесса обучения.
Актуальность проблемы определила выбор темы моей курсовой ра-боты. Анализ работ Пидкасистого П. И., Хайдарова Ж. С.[4], Эльконина Д. В.[8], Менджерицкая Д. В.[3], Хейзинга И.[5] и других позволили оп-ределить цель и задачи исследования.
Цель: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обуче-ния.
Цели способствуют решению следующих задач:
на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой дея-тельности на уроке;
установить, как часто используются игры в организации учебно-го процесса и на сколько это эффективно;
Вышеуказанные задачи определили круг методов педагогического исследования:
беседа.
анкетирование.
наблюдение.
Слово « игра », « играть » в русском языке чрезвычайно много-значны. Слово « игра » употребляется в значении развлечения, в пере-носном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об « игре » во-обще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово « игра » означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется « придаваться ребячеству ». У евреев слово « игра » соответствовало понятие о шутке и смехе. В по-следствии на всех европейских языках словом « игра » стали обозна-чать обширный круг действий человеческих, -- с одной стороны не пре-тендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом , в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.
Слово « игра » не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разно-качественными действиями, обозначенными словом « игра », мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие мате-риал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипо-тезы о возникновении и развитии детской игры. На разных стадиях раз-вития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существо-вало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий тру-да, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла по-требность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и тому подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры –упражнения . Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общест-венным смотром достижения детей. В дальнейшем появляются сюжет-но-ролевая ( или сюжетная ) игра. Игра в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрос-лых. Дети, предоставленные самим себе объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах об-щественного отношения и трудовую деятельность взрослых.
Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хроноло-гически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источни-ком формирования социального сознания ребенка в дошкольном воз-расте.
Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую обще-ственную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков ухо-дит и использование игры как средство воспитания. В различных педа-гогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной сис-темы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто обра-зовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно определить те стороны психического раз-вития и формирования личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Исследование значения игры для психического развития и форми-рования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый экспери-мент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.
Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина [8; с.274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|