Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Игровая терапия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание:

Введение 2

I. Функции игры 2

II. Символическая игра 3

III. Общение детей посредством игры 4

IV. Игра в терапевтическом процессе 5

V. Стадии процесса игровой терапии 7

VI. Игра приспособленных и неприспособленных детей 9

VII. Психоанализ и игровая терапия 10

Список литературы: 11

Введение

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и вой-ти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для кото-рых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

I. Функции игры

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка сви-детельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъем-лемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ре-бенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить иг-рать; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольст-вием, не преследуя никаких определенных целей. Для того чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взросло-го, многие взрослые не выносят, “когда ребенок теряет время на игру”. Им кажет-ся, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, во многих работах игра опре-деляется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом “узаконить” игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детст-во имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет оп-ределенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внут-ренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответ-ствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно пони-мал значение детской игры. Он писал:

“Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая люби-мая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собствен-ный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относит-ся к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”.

Фрэнк предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в про-цесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Уолтман пишет:

“Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность концептуализировать, структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него не при-ятны, запутаны, сложны. Маленькому ребенку недостает семантической беглости, способность к пониманию у него еще только формируется.., различные типы теку-чих игровых материалов идеально подходят, по-видимому, для выражения его чувств и отношений”.

До десяти-одиннадцати лет большинству детей трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокойно, требуется значительное усилие, поэтому его творческая энергия расхо-дуется на то, чтобы сосредоточиваться на непродуктивной деятельности. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре де-ти расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолева-ют трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический кон-такт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрес-сию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, кото-рые могут стать частью их личности.

II. Символическая игра

Согласно Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абст-рактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью кон-кретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представ-ляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопас-ности и могут контролировать собственную жизнь.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необхо-димую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт по-лучает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, что-бы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контро-лю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в само-исследование. Терапевт использует игру с детьми потому, что игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. “Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относит-ся к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни”. “Терапевт, мыслящий слишком буквально и не выносящий полета детской фантазии, стремящийся пе-ревести ее в осмысленность взрослых, иногда может растеряться”.

В книге “Дети и война” А. Фрейд и Бёрлингхэм ярко описывают различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона у взрослых и детей. После на-лета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пе-режитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены, кругом были убитые и раненые, и “скорая помощь” увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.

III. Общение детей посредством игры

Игру детей можно оценить более полно, если признать что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая дея-тельность, которой они могут заняться. Игра – это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, чтобы он говорил – значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, накладывая ограничения, которые факти-чески говорят ребенку: “Ты должен подняться на мой уровень общения и исполь-зовать для этого слова”. Терапевт несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку. Почему ребенок должен приспосабливаться к взрослому? Это терапевт – тот человек, который, как предполагается, умеет хорошо приспосабливаться, об-ладает для этого необходимыми навыками, знает, как эффективно общаться на любом уровне и понимает особенности детского развития. Когда терапевт гово-рит: “Расскажи мне об этом”, он ставит таким образом ребенка в невыгодную по-зицию: тот должен приспосабливаться к терапевту.

Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего созда-ется в игре, и отношения эти являются краеугольным камнем той деятельности, которую мы называем психотерапией. Игра дает средства для разрешения кон-фликтов и передачи чувств. “Игрушки вооружают ребенка подходящими средст-вами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка… В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать… Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и уста-новки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу”.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмот-рению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещаю-щую маленького братика.

Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»