←предыдущая следующая→
1 2
Министерство образования РФ
кафедра экономики и социологии труда
Реферат
Изменения функций семьи в XX веке.
Выполнила:
студентка факультета
естествознания IV курса
2/3 группы
Даркина М.Ю.
Проверила:
кандидат социологических наук
старший преподаватель
кафедры экономики
и социологии труда
Караваева В.А.
Кострома, 2002 г.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жиз-ненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базис-ным элементом регулирования общественной жизни являются социальные ин-ституты.
Классическим примером простого социального института является инсти-тут семьи.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процес-сов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнооб-разных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачива-ются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, уни¬версальными признаками которой явля-ются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление оп-ределенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в ко-торой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (ду-ховные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспро¬изводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и ин-дивидуальных качеств лич¬ности. Но точно так же в семье осуществляются и определен¬ные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).
Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма историче-ски изменчивы; отчего и:
сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одно-временно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономи¬ческую основу.
Как парциальная социальная группа семья осуществляет ряд функции, важнейшими из которых являются:
Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функ¬ции
Репродуктивная Биологическое воспроиз¬водство общества Удовлетворение потреб¬ности в де-тях
Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потреб¬ности в ро-дительстве.
Хозяйственно-бы¬товая Поддержание физическо-го здоровья членов обще-ства, уход за детьми Получение хозяйствен¬но-бытовых услуг одни¬ми членами семьи от дру¬гих
Экономическая Экономическая поддерж-ка несовершеннолетних и не¬трудоспособные членов общества Получение материаль¬ных средств одними членами семьи от других
Сфера первично-го социального контроля Моральная регламента-ция поведения членов се-мьи в различных сферах, от¬ветственность и обяза¬тельства родителей перед детьми Формирование и поддер¬жание правовых и мо¬ральных санкций за нару¬шение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообо¬гащение чле-нов семьи
Социально-ста¬тусная Предоставление социаль¬ного статуса членам се¬мьи. Воспроизводство со¬циальной структуры Удовлетворение пот¬ребности в со-циальном продвижении
Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функ¬ции
Досуговая Организация рациональ¬ного досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабили¬зация индивидов и их пси¬хологическая терапия Получение индивидами психоло-гической защи¬ты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлет¬ворение потребности в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сек¬суальных по-требностей
Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, на¬пример, в период, когда семья отличалась примитивной орга¬низацией, ее функции не обособлялись резко от обществен¬ных, ибо слабо вооруженный тех-нически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере ос-вобождает человека от зависимости от общества в це¬лом (патриархальная се-мья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции се-мьи.
Социолог А.Г. Харчев считает ре¬продуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «био-логической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, пси¬хическое и интеллектуальное развитие ребенка, она высту¬пает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отме-чают снижение рождаемости в Рос¬сии. Так, в 1995 году новорожденные соста-вили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997 - 8 новорожденных.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он стано-вится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воз-действия призвана формировать черты характера, убе¬ждения, взгляды, миро-воззрение-ребенка. Поэтому выде¬ление воспитательной функции семьи как ос-новной имеет общественный смысл.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональ¬ную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло до¬машнего очага, реализация потребности человека в дове¬рительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопе¬реживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспо-койной жиз¬ни. Сущность и содержание экономической функции со¬стоит в ве-дении не только общего хозяйства, но и в эко¬номической поддержке детей и других членов семьи в пе¬риод их нетрудоспособности.
В период социально-экономических преобразований в обществе -претерпевают изменения и функции семьи. Ве¬дущей историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: гла-ва семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функ¬ция всецело определяла воспитательную и репродуктив¬ную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современ-ной семьи представлены фин¬ским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя перио-ды форми¬рования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семей¬ных отно-шений характерны определенные функции, что может быть представлено сле-дующей таблицей.
0сновные периоды развития семьи и функции членов семьи
Стадии семьи Основные функции семьи
Родительские функции Функции ребенка
I. Этап форми-рования семьи Осознание партнерских отно-шении, укрепление взаи¬моотношений между супру¬гами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих обоих; развитие взаи¬мопонимания, которое по¬зволяет каждому свободно проявлять свои чувства; нала-живание отношении с родите-лями и другими род¬ственниками, удовлетво¬ряющих обе стороны; рас¬пределение времени между домом и работой; выработ¬ка порядка принятия реше¬ний, удовлетворяющих обе сторо-ны; беседы между суп¬ругами о будущем семьи
II. Семья, ждущая ребен-ка, семья с младен¬цем Привыкание к мысли о бе¬ременности и рождении ребен-ка; подготовка к ма¬теринству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к но¬вой жизни, связанной с по¬явлением ребенка; создание в семье атмосферы, благо¬приятной и для семьи, и для ребенка; забота о по¬требностях ребенка; рас¬пределение обя-занностей по дому и уходу за ребен¬ком, не перегружающее ни одного из родителей Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появле-ние привязанностей; овладение навыками про¬стейшего соци-ального взаимодействия; при-спо¬собление к ожиданиям дру¬гих людей; развитие коор¬динации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и дей¬ствия; овла-дение словами, короткими фразами, речью
III. Семья с ре-бенком дошко-льного возрас-та Развитие интересов и потреб-ности ребенка; преодоление чувства пресыщения материн-ством (отцовством) и раздра-жения по поводу хронической нехватки времени для собст¬венных нужд; поиск кварти¬ры, соответствующей потребно-стям семьи; привы¬кание к чрезвычайно воз¬росшим с по-явлением в доме ребенка мате-риальным затратам; распреде-ление обязанностей и ответст-вен¬ности между родителями в постоянно меняющихся си¬туациях; поддержка сексу¬альных отношений, удовле¬творяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальней¬шее развитие взаимоотно¬шений в семье - открытых, позволяю-щих супругам го¬ворить на са-мые разные те¬мы; развитие от-ношении с родителями в связи с появ¬лением ребенка и вы-полне¬нием ими новой роли; со¬хранение
←предыдущая следующая→
1 2
|
|