Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Индивидуальные особенности личности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Тема: Индивидуальные особенности личности.

1. Понятие личности в психологии

Определение личности В широком плане личность человека является интегральной целост¬ностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влияни¬ем культуры и структуры общностей, в которых человек был воспи¬тан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагае¬мыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия дру¬гих представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово¬купность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного че¬ловека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодейст¬вие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: спо¬собностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мо¬тивации.

Способности человека определяют его успехи в различных ви¬дах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на ок¬ружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Харак¬тер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достиже¬нию поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — сис¬тема устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определя¬ющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, пре¬одоление отрицательных психических состояний с помощью поло¬жительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоцио¬нальные, волевые психические процессы (в частности, высокая мо¬тивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедея¬тельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), про¬фессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (че¬ловек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелос¬ти, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет еди¬ной теории формирования и развития личности. Например, биогене¬тический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни би¬ологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созре¬вания или матрица специфических условий жизни, но субъект ак¬тивного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид по¬степенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъ¬ективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-крнцепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесе¬ние образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позво¬ляет личности изменить свое поведение и осуществлять цели само¬воспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последователь¬ности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступ¬ков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных си¬туациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятель¬ствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее раз¬вития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода Рос¬сии к рыночной экономике.

2. Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос¬ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани¬ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро¬изведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно¬го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие об¬щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел¬лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре¬чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде¬ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос¬ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви¬дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст¬рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми¬рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но¬вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про¬явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ¬ности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно¬сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об¬щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль¬ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин¬дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож¬денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли¬чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли¬чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют¬ся предметом изучения дифференциальной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»