Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: Исследование религиоведческой концепции

З. Фрейда - психоаналитического метода в целом

Выполнил: аспирант Кузин А.В.

Проверил: проф., к.п.н. Левченко Г.Г.

Донецк 1997

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................…..............

1. З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ .........................................…................

1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги…….………

1.2. Исходные мировоззренческие установки

основателя психоанализа...............................……...................

1.3. Учение о бессознательном.

Эволюция взглядов З. Фрейда.....................…........................

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА..................................…....................

2.1. Случай и суеверие. Невроз и религия................…..................

2.2 Происхождение религии...........................................…...............

2.3. Табу как форма социальной регуляции.....................…….......

2.4. Теория атеизма..................................................................….....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................….....

ВВЕДЕНИЕ

Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различ-ных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления устано-вить истину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни во-прос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приоб-рел ярко выраженное идеологическое звучание.

Проблема религии занимает особое место в социальной философии психо-анализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского ха-рактера.

Определив религию как “проецированную во внешней мир психологию”, Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, беру-щих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить “превратить метафизику в метапсихологию”, т.е. свести учение о сверхчувст-венной реальности к общей теории человеческой психики.

Фрейд считал, что религия - это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состоя-ний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природ-ных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ри-туалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям сво-его существования.

Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему уда-лось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верую-щего, а именно: символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей.

Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней ме-жду нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что ос-новное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребен-ка.

Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь и сталкивают-ся с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией ученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблем и методами их решения, между субъективными намерениями и объек-тивным результатом его исследовательских усилий.

1. З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ

1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги

Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность постав-ленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности к сложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осоз-наваемый им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоре-тическое и практическое значение. “По существу, - отмечает А.Е. Шерозия, - это означало попытку найти особую форму модификации человеческой психи-ки за пределами сознания и сделать ее предметом объективного наблюдения. ...Благодаря этому в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и в патологии”. Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось.

Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, в кото-рой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с языком иносказаний и образов. Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даны в теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затем-нены и искажены терминологическими ухищрениями, произвольными заклю-чениями и непроверенными гипотезами.

Фрейд не раз называл психоанализ своим “детищем”. Поэтому, рассмат-ривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанали-за, нельзя не коснуться тех вех его жизни и творчества, которые оказали непо-средственное влияние на их оформление и развитие.

1.2. Исходные мировоззренческие установки

основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном го-родке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.

В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще в гимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целую эпоху в истории научного знания.

В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Под руково-дством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден, что органом психики является мозг и психические процессы сущест-вуют в неразрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, не-смотря на успешную исследовательскую работу, была для него закрыта. Кру-шением творческих планов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку в Венской народной больнице, Фрейд открыл вра-чебный кабинет и занялся лечением неврозов.

Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни какой теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распростра-ненным, но совершенно не изученным заболеванием. Затруднения Фрейда бы-ли естественным отражением общих трудностей науки его времени.

Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое сред-ство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история с кокаином (1883 г.), действие которого он изучал на себе и близких. Экспери-менты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его доброволь-ным испытуемых.

Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом в нев-рологии физико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейд занимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органиче-ской невропатологией, методологические принципы физико-химического под-хода вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. "Медики, - вспоминает Фрейд в последствии, - были воспитаны в духе исключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом. К оценке психического метода они не были подготов-лены, т.е. они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги.

Фрейд искал таинственную причину певрозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете, Фрейд получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику "Сальпетриер", которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функ-циональных психических

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»