Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

История

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТИТУТ

Факультет: психологический.

Специальность: психология.

Реферат по дисциплине: История психологии.

Тема: «Индивидуальная психология» А. Адлера.

Студентка 3 курса:

Мозжерина Лилия Владимировна.

2003 год

План:

Введение.

1. Альфред Адлер: жизнь и творчество.

2. Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоана-лиза.

3. «Индивидуальная психология» А. Адлера.

3.1. Комплекс неполноценности.

3.2. Компенсация и сверхкомпенсация. Невротический характер.

3.3. Социальное чувство.

3.4. Прототип личности и индивидуальный стиль жизни.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Одним из наиболее важных направлений для развития современной психологии явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем ав-стрийского врача – психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, позднее он превратился в психологическую теорию, а впоследствии – в одно из важных направлений философии 20 в.. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, пе-реживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэто-му, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы ис-чезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремят-ся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего ос-нователя. Ученики Фрейда, в большинстве своем, не разделяя пансексуа-лизма учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессоз-нательного в психической жизни, разрабатывали новые подходы к психоте-рапии. Среди ближайших учеников З. Фрейда наиболее известны А. Адлер и К. Г. Юнг. В данной работе я хотела бы остановиться на «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера.

1.Альфред Адлер: жизнь и творчество.

Альфред Адлер в 20 – 30 – е годы был едва ли не самым популярным после Фрейда человеком в психоаналитическом движении. Австрийский психолог, врач – он создал свою версию психоанализа – индивидуальную психологию. В историю психоанализа Адлер вошел как автор «комплекса неполноценности». Такой комплекс фигурировал и у Фрейда, который, од-нако, относил его только к женщинам. Комментаторы шутили по поводу де-мократизма Адлера: мужчина в его теории достиг равенства с женщиной – ведь и он оказался неполноценным.

Адлер был не только психологом, но и общественным деятелем, членом социал-демократической партии. Он с большой настойчивостью пытался на основе своей теории реформировать всю систему воспитания и разрешить многие проблемы, «обременяющие народы»: положить конец войнам, нена-висти на национальной почве, религиозному фанатизму, и «устранив эти эгоистические и безумные заблуждения», объединить «все скрытые, врож-денные силы в массах, направленные на добро». Он считал, что его индиви-дуальная психология может врачевать не только отдельных людей, но смог-ла бы помочь освободится от ошибок, иллюзий и бесцельной траты сил це-лым нациям и всему человечеству.

Мы видели, что Фрейдовский психоанализ не был монолитным учени-ем, порождал множество проблем, толкая к поискам в самых различных на-правлениях. Адлер «развернул» психоанализ в сторону социально - педаго-гической проблематики. Как и Фрейд, Адлер опирался, в основном, на ме-дицинский, клинический опыт и был поверхностно знаком с философией и гуманитарными науками. Это предопределило упрощенность и наивность многих его взглядов.

Альфред Адлер родился в 1870 году на окраине Вены. Он был вторым ребенком в семье небогатого еврейского торговца зерном, имевшего шесть детей. В детстве мальчик часто болел. Ранние воспоминания, которые впо-следствии станут играть важную роль при построении Адлером его теории личности, у него были связаны с болезнью и смертью близких, картинами похорон. Как теоретик – психолог Адлер не придавал большого значения конкретным фактам биографии и отдельно взятым чертам характера, пред-лагая, прежде всего, понять «человека в целом», «его жизненный план», «прототип», «стратегию поведения». Однако некоторые факты: очеред-ность рождения, содержание и окраска первых детских воспоминаний, «из-бираемых человеком» из огромной их массы для того, чтобы объяснить на-правленность личности, «линию жизни» - для него очень важны.

В школе Адлер плохо успевал. Учитель предложил ему бросить школу и учиться на сапожника. Но, собрав волю в кулак, Адлер напряженно зани-мался и стал лучшим учеником в классе. По свидетельствам биографов Ад-лер в детстве чувствовал себя одиноким, был больше привязан к матери, чем к отцу, не был уверен в себе и постоянно вел борьбу со своей болезненно-стью и чувством неполноценности.

По дороге в школу ему каждый раз приходилось проходить через клад-бище. Его терзал страх. Возникала неприятная мысль, что он – трус, не та-кой смелый, как другие его товарищи. Однажды он отстал от ребят и один пробежал через кладбище дюжину раз, пока не поборол свой страх. Самое интересное в этой истории то, что за «кладбищенским забором», на самом деле, не было никакого кладбища. Но об этом Адлер узнал только несколько лет спустя. Он и его приятели принимали за кладбище заброшенный двор.

Данный случай ярко характеризует Адлера как психолога, который счи-тал важным не сам жизненный факт, а его оценку человеком. Адлер учил и себя, и других, преодолевать страх перед жизнью, в чем бы он ни проявлял-ся.

Окончив Венский университет, Адлер становится врачом - офтальмоло-гом. Он практикует как терапевт, увлекается социалистическими идеями и публикует несколько статей по санитарной гигиене, в которых анализирует условия труда и экономические отношения с точки зрения их воздействия на здоровье человека. Идея о том, что медицинское просвещение и профилак-тики более эффективны в борьбе с болезнями, чем само врачевание, не ос-тавляла его до конца жизни.

Интерес к психиатрии, возникший на фоне личных переживаний и заня-тий медициной, подтолкнул Адлера к психоанализу, вокруг которого велись бурные дебаты. Адлер защищает Фрейда в печати, и тот приглашает его в свой кружок.

С самого начала Адлер пользуется особым расположением Фрейда, ста-новится Президентом психоаналитической ассоциации, соредактором жур-нала (вместе с Фрейдом). Однако он ведет себя не как ученик, а как млад-ший коллега Фрейда, хотя в момент их встречи Адлеру было 29, а Фрейду – 43 года. В течение девятилетнего сотрудничества с кружком психоаналити-ков, подбадриваемый коллегами, Адлер обогащает психоанализ рядом идей. Это, в частности, идеи о чувстве неполноценности, «компенсации и сверх-компенсации», воле к власти, как универсальном движущем мотиве лично-сти; социальном чувстве, как условии нормального развития; жизненном плане, на основе которого вырабатываются «фиктивные цели», расходящие-ся с социальными условиями и приводящие к неврозу. Однако Фрейд поощ-рял самостоятельность коллег лишь до определенного предела. Почувство-вав, что концепция Адлера, привлекающая своей простотой и жизненной правдой, начинает конкурировать с его сексуальной концепцией неврозов и развития личности, Фрейд начинает резко критиковать Адлера. После бур-ной дискуссии 1911 года Адлер вместе с девятью другими членами кружка, в котором было тогда 23 человека, выходит из психоаналитической ассо-циации и создает Ассоциацию индивидуальной психологии.

Фрейд пишет в этой связи Юнгу: «Вчера я заставил всю банду Адлера (шестерых из нее) выйти из общества».

Разрыв произошел в тот период, когда деятельность Фрейда и его спод-вижников увенчалась крупными успехами. В 1908 году состоялся первый международный психоаналитический конгресс. Еще через год вышел пер-вый выпуск Международного психоаналитического журнала. После многих лет гонений, научной и общественной изоляции психоанализ получил, нако-нец, признание. Психоаналитическое общество организовало свои отделения в Австро-Венгрии, Англии, Германии, Швейцарии и США. Стали регулярно проводиться конгрессы Международной психоаналитической ассоциации. Популярность нового учения и его основателя росла и мало кто мог дога-даться, что внутри движения назревает конфликт.

Почему в психоаналитическом движении теоретические споры так час-то сопровождались столкновением личных амбиций, претензий на ортодок-сию и приводили к разрыву? Ведь такой корпоративно- сектантский дух резко контрастирует с открытым этосом науки, принципами которой явля-ются полная беспристрастность, интеллектуальная независимость каждого исследователя, допущение нескольких равноправных гипотез для объясне-ния одного и того же факта, дающее повод для новых исследований и пло-дотворной полемики? Ответ не столь прост. Психоанализ был характерным для эпохи рубежа веков социо – культурным движением, а не только наукой. Всякое движение создает свою идеологию и роль вождя, лидера, в нем очень важна, так же как и личные притязания адептов. Что же касается

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»