←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Московский Экстерный Гуманитарный Университет
Академия педагогики и психологии
РЕФЕРАТ
по курсу «История Психологии»
Тема "Ортодоксальность теории З.Фрейда"
Преподаватель: Золотарева Л. Г.
Студент: Матвеева М. М.
ПМ-03 №30
Москва 2003
Обзор курса «История психологии».
1.Исторический путь развития психологии.
«Психология» - от латинского «psyche» - душа, «logia» - понимание, знание. Предметом психологии является закономерные связи субъекта с при-родным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
А) Анимизм – древнее представление о окружающем мире (от латин-ского «anima» - душа, дух) – вера в скрытый за видимые вещи.
Б) Гилозоизм – переход от античности (от греческого «hyle» - вещест-во, материя и «zoe» - жизнь). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества.
В) Гераклит и идея развития закона (логоса). «Логос» - введен Герак-литом – что означает закон. «Малый мир (микрокосм) отдельной души по-добен макрокосму всего миропорядка».
2. Психологическая мысль нового времени.
Открытие рефлекса. Реакция мышц – неотъемлемый компонент по-ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, относится к разделу великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей телом силе.
3.Зарождение психологии как науки.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Мюллер (1801-1858) сформировал «закон специфической энергии органов чувств». Психофизику открыл физиолог Вебер (1795-1878). Дондрес (1818-1889) занимался экспериментами по изучению скорости протекания психи-ческих процессов.
Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучается, был признан «непосредственный опыт». Главным методом – ин-троспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Приро-дой психики занимался Сеченов И. М. (1829-1905).
Саморегуляция поведения организма посредством сигналов – таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятель-ности.
4. Основные психологические школы.
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, чем об-ширнее становилось поле изучаемых его явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – инсперсия.
А) Функционализм.
У истоков стоял Уильям Джемс (1842-1910). Он известен как лидер прагматизма философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.
Б) Рефлексология.
Павлов вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его глав-ный термин – условный рефлекс.
В) Бихевиоризм.
Кредо этого направления запечатлено в термине «поведение» (англий-ское «бихевиор»), а само оно было названо бихевиоризмом. Его «отцом» принято считать Уотсона, который в 1913 году изложил манифест новой школы.
Г) Психоанализ.
Основоположником можно считать Фрейда (1856-1939), как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изуче-нием центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию спе-циалиста в области психоанализа. Главной среди этих процессов была при-знана имеющая сексуальную природу энергия влечения.
Д) Психоаналитическое влечение.
Создали ученики и сподвижники Фрейда: Юнг К. (1875-1961) и Адлер А. (1870-1937). Юнг назвал свою психологию – аналитической, Адлер – ин-дивидуальной.
5. Эволюция школ и направлений.
А) Необихивиоризм.
Толмен Э. (1886-1956) – формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая пере-менная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) – ничего иное как недопустимые прямому наблюдению психологические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант принадлежит Халу (1884-1952) и его школе. Он ввел формулу «стимул - реакция», так же дополни-тельное звено потребность организма (пищевая, сексуальная и т. д.)
Б) Оперантный бихевиоризм.
Скиннер условный рефлекс назвал оперантным. Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знания о общих правилах выработки на-выков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), о динамике перехода от одних форм поведения к другим.
В) Выготский. Теория высших психических функций.
Все помыслы Выгодского были сосредоточены на том, чтобы покон-чить с версией о «двух психологиях», которая расценивала человека, делала его причастным к различным мирам.
Развитие психологии в рамках философии.
Хронология Содержание этапа Итоги
VI в. до н. э. – V в. Возникновение первых научных пред-ставлений о психике и их первоначаль-ное развитие. Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; фор-мирование первых эмпирических знаний о психических процессах – ощущении (воспри-ятии), памяти, воображении, мышлении, аф-фектах, воле; выделение проблемы соотноше-ния души и тела; указание на внутреннее чув-ство как способ познания.
V в. – VIII в. Развитие учения о душе в рамках фи-лософских учений и на базе медицин-ских знаний. Формирование томистской психо-логии; начало опытной методологии исследо-вания.
XIV в. – XVI в. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV – XVI вв. Отказ от понимания души как объекта иссле-дования и объяснительного принципа телес-ных и психологических явлений; введение термина «психология».
XVII в. – середи-на XIX в. Выделение сознания в качестве пред-мета исследования и формирования теоретических основ психологии. Формирование эмпирической интроспектив-ной и ассоциативной психологии; возникнове-ние психофизической проблем; понятие о бессознательной психике.
Развитие психологии как самостоятельной науки.
Хронология Содержание этапа Итоги
Начало XIX – 60-е гг.XIX в. Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; теории ощущений и восприятия.
60-е гг.XIX - конец XIX в. Возникновение и первоначальное раз-витие психологии как самостоятельной науки. Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение при-кладных исследований в психологии; возник-новение новых областей психологии.
10-е – середина 30 – х гг. XX в. Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной психоло-гии; бихевиоризма, психоанализа, гештальт-психологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивиду-альной психологии, аналитической психоло-гии и др.
Возникновение советской психологии.
20-е – 30-е гг. Становление советской психологии. Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии; теории установки, культурно – исторической теории, теории деятельности и др.; развитие приклад-ных областей в отечественной психологии – психотехнике и педологии; развитие естест-веннонаучных представлений о физиологиче-ских механизмах психической деятельности и двигательных актов.
Конец 30-х – 50-е гг. Затухание кризиса в зарубежной пси-хологии.
Развитие советской психологии в об-ласти теории. Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихивиоризм, неофрейдизм. Воз-никновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Дискуссии в советской психологии (о пере-стройке науки на основе Павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятель-ности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина.
60-е гг. – на-стоящее время. Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии. Возникновение новых направлений в зарубеж-ной психологии: гуманистическая психология, логопедия, когнитивная психология, маркси-стски – ориентированные теории.
Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного общения и др.
Психоанализ.
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной пси-хологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь ши-рокую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объ-ясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|