Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

История психологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


План

Введение

1. Развития представлений о системе психики человека в период

античности и античной культуры.

2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма.

3. Психологическая мысль в XVII в.

4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.

5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв.

Заключение

Введение

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, снача-ла, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами чело-века, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию разви-тия общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, создан-ного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжи-тельное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит пони-мание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической ре-альности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появ-ляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организ-ме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

В данной работе мы попытаемся вкратце осветить данную проблему и рассмотреть основные этапы развития представлений о психике человека, начиная с периода выдвиже-ния первых гипотез - с античности.

Развития представлений о системе психики человека в период

античности и античной культуры.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся ис-следователей (чего только стоят такие имена, как Платон, Аристотель) и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, вот то, что возникает в нашем воображении, при слове - Античность. Именно в период расцве-та античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику че-ловека.

Одним из первых направлений был - анемизм, который рассматривал психику чело-века во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно мифология в период античности была особенно развита), анемизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь.

Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудро-стью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством - все¬ми теми каче-ствами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются ду¬шами (их “двойниками” или призраками), а жизнь за¬висит от настроения богов, веками царила в общест¬венном созна-нии, и именно ее изучали те, кто в своих исследованиях опирался на анемизм.

Настоящей революцией в развитии мысли стал пе¬реход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означа¬ющих “материя” и “жизнь”), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводи¬лось - все они рассматривались как порождения еди¬ной живой материи. Тем не менее это философское уче¬ние стало великим шагом на пути познания природы психиче-ского. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев считавших душу внешней по отношению к телу сущ¬ностью) и впервые подчинил душу (психику) общим за¬конам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечен¬ности психических явлений в круговорот природы.

Гилозоисту Гераклиту (конец VI—начало V в. до н. э.) космос представлялся в образе “вечно живого огня”, а душа (“психея”) - в образе его искорки. Все сущее подвержено веч-ному изменению: “Наши тела и души текут как ручьи”. Другой афоризм Гераклита гласил: “Познай самого себя”. Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя - зна-чит уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлечься от всего внешнего. “По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос”, - учил Гераклит. Термин Логос, введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смы-слов, но для него самого он означал закон, по которому “все тенет”, по которому явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно постигать себя (свою “психею”) - значит углубляться в закон (Логос) который придает непрерывно текущему ходу ве¬щей сотканную из противо-речий и катаклизмов дина¬мическую гармонию. После Гераклита (его называли “темным” из-за трудности понимания и “плачущим”, так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать “книгу природы” со смыслом, вошла идея закона, ко¬торый правит всем сущим, в том числе - безостановоч¬ным течением тел и души, когда “нельзя дважды вой¬ти в одну и ту же реку”.

Идея Гераклита о том, что от закона (а не от про¬извола богов-властителей неба и земли) зависит ход вещей, получила свое развитие у Демокрита. Сами боги в его изобра-же¬нии - это не что иное как сферические скопления огненных атомов. Человек также соз-дан из различных сортов атомов; самые подвижные из них - атомы огня, образующие ду-шу.

Единым и для души, и для космоса Демокрит при¬знавал закон не сам по себе, а за-кон, согласно кото¬рому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают.

Демокрит был дружен с Гиппократом, знаменитым медиком, изучав¬шим устройство человеческого организма и исследовав¬шим причины болезней. Главной причиной разли-чий между здоровым и больным человеком Гиппократ счи¬тал пропорции, в которых нахо-дятся в организме раз¬личные “соки” (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл тем-пераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четы-рех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (чер¬ная желчь), флегматический (слизь).

Для будущей научной психологии этот объяснитель¬ный принцип, при всей его наив-ности, имел очень важ¬ное значение (недаром терминология Гиппократа со¬хранилась по-ныне). Во-первых, на передний план вы¬двигалась гипотеза, согласно которой бесчислен-ные различия между людьми можно сгруппировать по не¬скольким общим признакам по-ведения; тем самым за¬кладывались начала научной типологии, лежащие в ос¬нове совре-менных учений об индивидуальных разли¬чиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в за-висимость от телесны. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, псе этому типо-логия являлась, говоря нынешним языком гуморальной (от латинского “гумор”—жидкость).

Следует, впрочем, заметить, что в XX веке учены обратились к исследованиям как нервных процессов так и жидких сред организма, его гормонов, теперь и медики, и психо-логи говорят об единой нейрогуморальной] регуляции поведения. Если взглянуть на гип-пократов темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сто-рону (впрочем, она присущая и современным типологиям характеров): организм рассмат-ривался как смесь - в неких пропорциях - различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

Разгадать ее попытался философ Анаксагор (V в| до н.э.). Он не принял ни геракли-дово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множе ства мельчайших частиц, он искал в ней начало, бла годаря которому из хаоса, из беспорядочного скопле ния и движения этих частиц возника-ет организованный космос. Таким началом Анаксагор признал “тончайшую вещь”, кото-рой дал имя “нус” (разум); он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. “Человек, - говорил Анаксагор, - является са-мым разумными из животных вследствие того, что имеет руки”. Выходило, что не разум определяет преимущества человека,. но его телесная организация определяет высшее пси-хи¬ческое качество - разумность.

Принципы, сформулированные Гераклитом, Демо¬критом и Анаксагором, создавали главный жизненный принцип будущей системы научного осмысления мира, в том числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции объяснительные причины ста¬ли на все времена основой объяснения душевных явлений.

Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность филосо-фов-софистов (от греч. слова “софия” - “мудрость”). Их интересовала не при¬рода, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек, который как гласил афоризм первого софиста Протагора, “есть мера всех вещей”. Впоследствии про¬звище “софист” стало при-меняться к лжемудрецам, выдающим с помощью различных уловок мнимые дока¬зательства за истинные. Но в истории психологическо¬го познания деятельность софистов открыла новый

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»