Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Коммуникативная речь животных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


ПЛАН.

Стр.

Введение. 3

1. Коммуникативная функция и онтогенез речи. 4

2. Речь у животных. 7

3. Интеллектуальные возможности животных. 8

4. Можно ли научить обезьяну говорить? 13

5. Эволюционирует ли язык? 15

Заключение. 18

Литература. 19

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ научной литературы по проблеме общения позволяет нам обнаружить, что нет единства в толковании двух терминов "общение" и "коммуникация". Выделяется два подхо-да к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С.Выготский, В.Н.Курбатов, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.Парсонс, К.Чери и др.) склонны идентифицировать эти два термина. С точ-ки зрения Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной и других отечественных психоло-гов, процесс коммуникации неправомерно сводить к процессу передачи кодированной ин-формации от субъекта к объекту. По их мнению, коммуникация носит неизменно деятель-ный, диалогический характер. Эти же черты присущи и общению.

Кроме того, если мы обратимся к философской энциклопедии, энциклопедическому словарю, философскому словарю, то во всех перечисленных источниках термин "коммуни-кация" истолковывается как "путь сообщения, общение".

На сходной научной позиции по данному вопросу стоит и американский социолог Т.Парсонс, который также склонен отождествлять эти два термина, указывая на то, что ком-муникация идентифицируется с общением между личностями, их взаимодействием.

Социолог К.Чери излагает свое понимание коммуникативной деятельности. Комму-никация, с его точки зрения, означает буквально "участие, соучастие", что соответствует структуре общения. По его словам, люди создали множество коммуникативных систем, ко-торые сделали возможной их общественную жизнь. Наиболее значительной из этих комму-никационных систем является, безусловно, человеческая речь, играющая большую роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться. Данное утверждение ученого подтверждает важность выбора нами проблемы исследования речевых коммуникаций, как одного из условий жизнедеятельности человека.

В свою очередь, современный отечественный философ В.И.Курбатов рассматривает коммуникацию как акт общения, тем самым, указывая на их неразрывную взаимосвязь.

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов "коммуникация" и "общение". Так, известный отечественный философ М.С.Каган выделяет, на его взгляд, два главных отношения, отличающих общение от коммуникации:

a) общение имеет и практический и духовный характер, тогда как коммуникация явля-ется чисто информационным процессом;

b) общение представляет собой межсубъектное взаимодействие и структура его диало-гична, в то время как коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Одноплановый процесс сообщения монологичен по своей природе.

Остановимся на первой точке зрения по данному вопросу и будем рассматривать коммуникацию как акт общения, его составную часть, так как считаем неправомерным рас-ценивать коммуникацию только как процесс трансляции информации хотя бы уже потому, что термин "коммуникация" происходит от латинского communicate, что означает - "делаю общим, связываю, общаюсь".

1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ И ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ.

Коммуникативная функция речи — использование речи для сообщения другим ка-кой–либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происхо-дит указание на какой–либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально–выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи.

Речевые коммуникации - важный аспект процесса общения. С точки зрения психо-лого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения. Известный канадский психолог Ж.Годфруа, характеризуя феномен речи, отмечает, что она представляет собой средство общения, " необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые свя-зи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий". Это позволяет нам рассматривать речевую коммуникацию как культурно специфическое явление. Речевое общение, протекающее в обществе лиц, вос-питанных в условиях одной социокультурной среды, представляет собой факт культуры, по которому мы можем идентифицировать многие важные культурные перемены, как в жизни целого общества, так и в жизни отдельно взятого ее субъекта. Это позволяет говорить о со-циокультурном характере речи.

Изучению феномена речи посвящены многочисленные научные исследования в об-ласти психологии (Л.С.Выготский, Ж.Годфруа, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонть-ев, М.И.Лисина, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, П.Скиннер, Ф.А.Сохин, Т.Н.Ушако-ва, Н.Хомской и др.). Глубоко исследуются проблемы возникновения и развития речи, ее от-дельных функций, проводятся взаимосвязи речи с психическими процессами и деятельно-стью.

Большое внимание в психологической науке уделяется изучению проблемы онтоге-неза речи. Существует ряд теорий, объясняющих развитие речи. Прежде всего, они расхо-дятся в вопросе о том, является ли речь чисто человеческим приобретением, и если является, то можно ли считать ее структуры универсальными и наследственными, или же они носят приобретенный характер и различны в разных культурах. В психологии имеется ряд теоре-тических направлений, в рамках которых проходит исследование данного вопроса. Можно выделить исследования П.Скиннера, выполненные с опорой на имитативный подход, разра-ботанный в рамках бихевиоризма, генетическую теорию Ж.Пиаже, психосоциологическую теорию Л.С.Выготского, теорию деятельности А.Н.Леонтьева, теорию речевой деятельности А.А.Леонтьева, префермистскую теорию Н.Хомского.

Согласно бихевиористской концепции П.Скиннера, формирование речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных условных рефлексов. При-менительно к речевому онтогенезу это означает, что ребенок стремится к имитированию произнесенных взрослым слов. Кроме того, он обозначает каждый предмет и явление опре-деленным набором звуков. При этом роль взрослого заключается в закреплении с ребенком их произнесения, контролировании правильности произношения, что способствует выработ-ке у детей условных сигналов и использованию в дальнейшем этих наборов звуков в подхо-дящей ситуации. Иными словами, ребенок в процессе наблюдения за речевой деятельностью взрослых усваивает вероятность сочетаемости звуков и слов, и таким образом овладевает языком. Для данной концепции, по нашему мнению, характерно принижение значения соци-ального подкрепления и влияния окружающей ребенка пространственно - предметной сре-ды, а так же самостоятельной активной позиции ребенка в деле познания и развития речи. Нельзя недооценивать подражательных реакций ребенка, особенно на первоначальном эта-пе, но и сводить к ним процесс развития речи, на наш взгляд, ошибочно. В противном слу-чае, речь ребенка должна была бы представлять собой грамматически правильную " роди-тельскую модель". На самом же деле все обстоит иначе. Имитативный подход не дает воз-можности истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему неиз-вестных, и, уж тем более, объяснить явление словотворчества, наблюдаемое у детей в пери-од дошкольного детства. При данном научном подходе процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми фразами. Имитация, хотя и способствует формированию правильного грамматического строя речи, однако не может являться источником качественного прогресса в ее освоении. Кроме того, подражание никогда не станет основой для полноценного речево-го общения, требующего от субъекта сугубо индивидуального видения той, или иной про-блемы и способа ее толкования и донесения до собеседника. В связи с этим, как сферы раз-вития речевых коммуникаций. Искусство, говоря с нами языком образов, описывает жиз-ненные ситуации, проживая которые, ребенок усваивает речевые коммуникации не на осно-ве подражания, а на основе самостоятельного моделирования речевых конструкций.

В противовес имитативному методу можно привести идею врожденных языковых способностей, изложенную в преформистской теории современным психолингвистом Н.Хомским. С точки зрения ученого, существует некоторая структура, наследственно зало-женная в человеческом мозге. Именно она определяет врожденную способность каждого индивида видоизменять значение и смысл фраз, а так же строить неограниченное количество осмысленных высказываний. Н.Хомской утверждает, что для овладения речью ребенку не нужно ни долингвистических знаний, ни общения со взрослыми людьми. Единственными ограничениями ученый считает объем памяти и уровень внимания в детском возрасте. Впро-чем, эти ограничения с возрастом уменьшаются, а затем и вовсе исчезают. Положительным моментом в данной теории, с нашей точки зрения, является положение о зависимости разви-тия речи от уровня

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»