Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Башкирский государственный педагогический институт

Контрольная работа по психологии

по теме: Моральные суждения школьников.

Выполнила: студентка гр. 203 ОЗО

Тимербаева Г.Ф.

Проверила

:

Уфа 99

План

1. Теоретическая часть

1. Усвоение правил и норм общения младшими школьниками.

2. Личность подростка.

3. Проблема нравственного выбора в ранней юности.

4. Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов.

2. Экспериментальная часть.

3. Заключение.

Теоретическая часть.

Мораль, как одна из форм общественного сознания, имеет свои специ¬фические функции и представляет собой систему выработанных норм и правил поведения, отражающих отношение человека к обществу, другим людям и к са¬мому себе. Дети, развивающиеся в многообразных отношениях с окружающими людьми, усваивают различные моральные нормы, которые определяют их пред¬ставления о том, что такое долг, честь, добро, зло, гуманность, справедливость. Становление нравственных взглядов , убеждений и идеалов осуществляется в условиях выбора моральных норм, перед которым стоит каждый школьник в своем поведении и деятельности. В его моральном суждении выражается не только знание о нормах морали, но и отношение к ним.

Деление моральных суждений школьников на три возрастных этапа является закономерным, но в известной мере условным. На каждом этапе, про¬ходя определенные стадии развития, накапливаются те нравственные образова¬ния, которые выделяют личность, отделяя ее от других, придавая ей индивиду¬альное своеобразие и неповторимость. Границы этих возрастных этапов сдвига¬ются в зависимости от эффективности воспитания, но сами по себе такие сдвиги не беспредельны, хотя в условиях акселерации возможно более ускоренное нравственное развитие.

УСВОЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬ¬НИКАМИ.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимо¬отношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстни¬кам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочета¬нием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отно¬шение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становле¬ния такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделя¬ется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жа¬ном Пиаже в 20-30-е годы, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реа¬лизма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный ре¬лятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справед¬ливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмот¬реть оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нрав¬ственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрос¬лому. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, на¬пример, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрица¬тельному результату, является плохим независимо от того, совершен он слу¬чайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятиви¬сты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о харак¬тере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых по¬ступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Л.Колберг расширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на до¬конвенциональном уровне развития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого уровня разви¬тия ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушения. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного чело¬века, не мешает удовлетворять свои другому человеку. На уровне конвенцио¬нальной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком». Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей. На высшем уровне постконвенциональной морали люди оце¬нивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а за¬тем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравствен¬ным (или безнравственным ) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

На моральные суждения также значительное влияние оказывает непо¬средственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старатель¬ными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросове¬стно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изме¬нениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются фи¬зиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интел¬лекта и способностей.

Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты ха¬рактера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в разви¬тии личности ( оно становится управляемым). Желательный образ «Я» у подро¬стков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Появля¬ются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей; создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей.

Главная новая черта – это более высокий уровень самосознания. Появ¬ляется дифференцированное отношение к разным учителям. Эталоны межлично¬стного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдель¬ных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, ра¬венство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осо¬бенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание счи¬таться с мнениями товарищей. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором друже¬ского сближения подростков. Появляется потребность в близком друге, возни¬кают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаим¬ная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, оп¬ределяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового воз¬раста.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»