Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Конфликтология

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


План:

История возникновения конфликтов………………………3 стр.

Психологические приемы погашения конфликтов:

Контакт…………………………………………………………4 стр.

Сотрудничество………………………………………………..6 стр.

Коммуникация…………………………………………………9 стр.

Умиротворение………………………………………………...14 стр.

Заключение……………………………………………………..17 стр.

Список литературы……………………………………………19 стр.

2

Психологические приемы погашения конфликтов

«Мы больше знаем о войне, чем о мире,

больше знаем о том, как убивать,

чем о том, как жить».

Генерал Омар Бредли

( бывший начальник штаба армии США (1893 - 1981)

История возникновения конфликтов

Когда бы два человека, две группы или две страны ни взаимодействовали, их воспринимаемые потребности и цели могут привести к конфликту. Многие со¬циальные проблемы возникают, когда люди преследуют свои эгоистические ин¬тересы в ущерб коллективным.

Когда люди конкурируют из-за ограниченных ресурсов, человеческие отно¬шения зачастую затопляет волна предвзятости и враждебности. В своих знаменитых экспериментах Музафер Шериф обнаружил, что соревнование «я выиг¬рал — ты проиграл» быстро превращает незнакомцев во врагов, порождая открытую конфронтацию даже у нормальных честных людей.

Конфликты возникают и тогда, когда люди ощущают, что с ними обходятся несправедливо. Согласно теории баланса вклада и дохода, люди определяют справедливость как распределение вознаграждения пропорционально вкладу каждого. Конфликты случаются тогда, когда люди не согласны с оценками сво¬их вкладов и сомневаются в справедливости своих вознаграждений. Некоторые теоретики утверждают, что люди иногда определяют справедливость не как ба¬ланс, а как уравниловку или даже как учет потребностей.

Конфликты часто содержат небольшое ядро подлинно несовместимых целей, окруженное толстой мантией искаженного восприятия мотивов и целей против¬ника. Зачастую у конфликтующих сторон возникает зеркальное восприятие. Когда обе стороны уверены, что «мы миролюбивы — они агрессивны», каждая может обращаться с другой таким способом, который провоцирует подтвержде¬ние этих ожиданий. Международные конфликты характеризуются также ил¬люзией «плохой лидер — хороший народ»

Мы видели, из-за чего разгораются конфликты: из-за социальных ловушек, конкуренции, из-за ощущения не¬справедливости и искаженного восприятия. Хотя и мрач¬ная, эта картина не безнадежна. Иногда сжатые кулаки сменяются открытой для рукопожатия ладонью, а враж¬дебность превращается в дружбу. Социальные психологи сосредоточились на четырех стратегиях превращения вра¬гов в друзей. Это следующие стратегии: контакт, сотруд¬ничество, общение, умиротворение. Или, для лучшего запо¬минания, — четыре «К» миротворчества: контакт, коопера¬ция, коммуникация и консилиация (умиротворение).

1.КОНТАКТ

Не может ли тесный контакт конфликтующих индивидов или групп помочь им поближе узнать и полюбить друг друга? Известно. что недавняя перемена не¬приязненных расовых установок в США шла по пятам за десегрегацией, под¬тверждая принцип «установки — следствие поведения». Если этот социально-психологический принцип ныне выглядит самоочевидным, вспомним: так обычно и бывает после того, как вы что-то узнаете. Для Верховного суда США в 1896 году («Плесси против Фергюсона») идея о том, что десегрегация может повлиять на расовые установки, была какой угодно, но только не очевидной. Что в то время казалось очевидным, так это следующее: «Законодательство бессиль¬но искоренить расовые инстинкты». За последние 30 лет в Соединенных Штатах и сегрегация и предрассудки уменьшались одновременно. Но был ли межрасовый контакт причиной такого улучшения установок? Влияла ли десегрегация на тех, кто действительно стал¬кивался с ней?

УЛУЧШАЕТ ЛИ ДЕСЕГРЕГАЦИЯ РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ?

Школьная десегрегация имела благоприятные последствия, такие как- возмож¬ность для многих чернокожих поступить в колледж и окончить его. Привела ли десегрегация школ, мест жительства и рабочих мест также к положительным социальным результатам? Свидетельства чрезвычайно проти¬воречивы.

С одной стороны, многие исследования, проведенные во время послевоенной десегрегации и вскоре вслед за ней, выявили, что установки белых по отноше¬нию к черным заметно улучшились. Кем бы ни были люди — служащими и посетителям универсальных магазинов, моряками торгового флота, правительственными служащими, сотрудниками полиции, соседями или студентами- межрасовый контакт вел к уменьшению предрассудков.

КОГДА ДЕСЕГРЕГАЦИЯ УЛУЧШАЕТ РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ?

Социальные психологи, ратующие за десегрегацию, ни¬когда не утверждали, что любые контакты улучшают ра¬совые установки. Они предсказывают неудачу, когда в контактах имеет место конкуренция, нет поддержки со сто¬роны авторитетов или нет равенства. До 1954 года многие предубежденные белые имели частые контакты с черными — чистильщиками обу¬ви и домашней прислугой. Та¬кие неравные контакты порождают установки, которые все¬го лишь оправдывают закрепление этого неравенства. По¬этому важно, чтобы контакты были контактами равного статуса -

контакты на основе равенства. Отноше¬ния между людьми с неравным ста¬тусом порождают установки, закреп¬ляющие их отноше¬ния, то же самое верно и для отно¬шений людей с равным статусом. Таким образом, чтобы ослабить предубежденность, межрасовые контакты должны иметь место между лицами равного статуса.

2.СОТРУДНИЧЕСТВО

Хотя контакты равного статуса могут быть полезны, иногда их недостаточно. Рассмотрим ситуацию соперничества в типичном школьном классе, десегрегированном или нет. Не знакомы ли вам следующие обстоятельства? Ученики соревнуются из-за хороших оценок, одобрения учителя и различных поощрений и привилегий. Учитель задает воп¬рос. Руки нескольких учеников взлетают вверх; другие сидят, потупив взор, стараясь быть как можно незаметней. Когда учитель вызывает одного из жаж¬дущих отличиться, другие надеются на ошибку в его ответе, что даст им шанс блеснуть своими знаниями. Аутсайдеры в этом академическом спорте часто не любят победителей. Ситуация обременена как соперничеством, так и болезнен¬но очевидным неравенством в статусе; вряд ли мы придумали бы лучший способ воздвигнуть между детьми барьеры.

Предполагается ли тем самым существование второго фактора, определя¬ющего, когда десегрегация может возыметь желанный эффект? Действительно ли конкурентный контакт разделяет, а кооперативный контакт объединяет? Рассмотрим, что происходит с людьми, которые совместно сталкиваются с об¬щими трудностями.

ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ УГРОЗА

Случалось ли вам когда-нибудь вместе с окружающими страдать от плохой погоды; испытывать насмешки в качестве новичков; быть наказанными учите¬лем; подвергаться преследованиям и оскорблениям из-за вашей социальной, расовой или религиозной принадлежно¬сти? Если да, то вы можете припомнить, что почувствовали близость к тем, кто переживал эти трудности вместе с ва¬ми. Возможно, прежние социальные барьеры рухнули, ког¬да вы помогали друг другу выбраться из снежного заноса или бороться с общим врагом.

Такое дружелюбие обычно устанавливается между теми, кто подвергается общей угрозе. Джон Ланзетта (John Lanzetta, 1955) обнаружил это, когда предлагал группам, в каждой из которых было по четыре морских кадета, ре¬шать интеллектуальные задачи, а затем по громкоговорите¬лю сообщал им, что их ответы неверны, производительность непростительно низкая, а мыслят они плохо. Другие груп¬пы такой критики не слышали. Ланзетта обнаружил, что члены групп, подвергавшихся нападкам, подружились боль¬ше, лучше сотрудничают, меньше спорят, меньше конкури¬руют. Они плыли в одной лодке. В результате у них по¬явился дух сплоченности. Общий «враг» объединял группы соперничающих маль¬чишек в летних экспериментах Шерифа и во многих пос¬ледующих экспериментах. Американское чувство патриотизма и единства возросло из-за конфликтов с Германией и Японией во время Второй мировой войны, с Советским Союзом во время холодной войны, с Ираном в 1980-м и Ираком в 1991 году. Солдаты, воевавшие плечом к плечу, часто на всю жизнь сохраняют связи со своими однополчанами. Не многое так сближает людей, как общий вpaг.

В периоды межрасовой напряженности может поэтому возрастать чувство гордости за свою группу. У китайских студентов университета Торонто, столк¬нувшихся с дискриминацией, усилилось ощущение родства с другими китайца¬ми. Простое напоминание о другой группе (скажем, о со¬перничающей школе) повышает ответственность людей за собственную группу. Остро ощутив, кто такие «они», мы начинаем пони¬мать, кто такие «мы».

Руководители могут даже создавать грозного внешнего врага в качестве способа усилить сплоченность группы. В романе Джорджа Оруэлла «1984» проиллюстрирована подобная тактика: руководство некой страны использует пограничные конфликты с двумя другими могучими державами для разрядки внутренней напряженности. Время от времени противник меняется, но он все¬гда есть. Действительно, страна, по-видимому, нуждается во врагах. Для всего мира, для страны, для

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»