Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

2СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23

- 2 -

МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

хосексуального развития общества и индивида. В своем

мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

представление об основополагающем значении для челове-

ческого поведения "психической энергии", присущей

инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

но автономные, но постоянно взаимодействующие между

собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

(см. сноски на последней странице), которое внедряется

в "Я", но без специального анализа не осознается им.

По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

В чем же заключается основной конфликт этих трех

субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

- 3 -

Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то

он в определенной мере наделен теми же качествами, что

и они. Если считать, что животные не наделены таким

разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

размножения, которые, в свою очередь, складываются из

множества инстинктивных факторов. Причем эти два

инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

ции, которые делают любой организм живым. Изначально

эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

му, что у человека появились приспособления для добы-

вания пищи, он стал использовать пищу не только для

того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие

приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

- 4 -

нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как

инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

костью, то есть в строго концентрированном состоянии

"оно" находиться не может, потому что в этом случае

при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

положить, что каждому предмету и явлению соответствует

свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

ческой психике присуще свое место и время в общей при-

роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

- 5 -

внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

наружная оболочка с развитием культуры все растет и

утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

ление внутри становится столь велико, что внутреннее

содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

внутренний конфликт и является главным противоречием

между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

случайно с ростом и развитием культуры человечество

все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

главная проблема в том, что человек не догадывается о

противоречии внутри себя. В ясном осознании

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»