←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Конфликтология»
на тему
«Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью
осуществления собственных интересов»
Выполнила студент(ка)
_очной_ формы обучения
специальности «Управление персоналом»
__ΙΙΙ__ курса _2_ группы
____________ _/ /
(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель проекта
___к.э.н., доцент_______ ____________ _/Коновалова В.Г./_
(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)
Москва-2004
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть 4
Основные стили поведения в конфликтной ситуации. 4
Определение стилей поведения в разрешении конфликтов 6
Стиль конкуренции 7
Стиль уклонения 9
Стиль приспособления 11
Стиль сотрудничества 13
Стиль компромисса 16
Аналитическая часть 18
Описание конфликта, произошедшего в конкретной организации. 18
Карта конфликта. 21
Карта диагностики конфликта. 22
Последствия конфликта. 26
Анализ факторов, определивших возникновение конфликта в данной организации. 28
Проектная часть 29
Выбор оптимального стиля поведения в конкретном 29
конфликте с целью осуществления собственных интересов. 29
Заключение 32
Литература 34
Введение
В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «ско-рость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные кон-фликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Я не говорю о том, что раньше конфликтов не было. Они были всегда, ведь для того чтобы развиваться, человеку всегда приходи-лось быть чем-то недовольным и бороться с этим. Но в настоящее время в связи с возрастающим стремлением к экономическому благосостоянию, ра-ботодатели всё чаще думают о условиях труда (в том числе о социально-психологическом климате), в которых работают люди, приносящие им при-быль. Появляются новые науки, развиваются отдельные направления старых. Так, в конфликтологии всё больше внимания уделяется вопросам трудовых конфликтов.
Целями данного курсового проекта является изучение теоретического мате-риала по выбранной теме, описание реального конфликта, возникшего в ор-ганизации и выдвижение предложений по разрешению данного конфликта. При этом особое внимание следует уделить стилям поведения в конфликте.
Теоретическая часть
Основные стили поведения в конфликтной ситуации.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся раз-личных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соот-ветствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Сначала я хотела бы рассмотреть поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу этой модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лай-те. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разреше-ние конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точ-ной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всесто-роннему обсуждению проблем, когда участники честно выска-зывают свое понимание происходящего и пути выхода из кон-фликтной ситуации,
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
При решении конфликта также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание пре-одолеть устаревшие традиции;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказыва-ниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тре-вожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Западными психологами были разработаны основные наиболее прием-лемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособле-ние, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конку-ренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определя-ется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, дейст-вуя совместно или индивидуально.
Итак, остановимся подробнее на стилях поведения в конфликте.
Определение стилей поведения в разрешении конфликтов
Упомянутые мной пять стилей вытекают из системы, называемой методом Томаса-Килменна. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - не-совпадением интересов двух и более сторон.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.
Анимационная карта: стили управления конфликтом.
КОНКУРЕНЦИЯ
ВЫИГРАЛ/
ПРОИГРАЛ ВЫСОКОЕ ЗНА-ЧЕНИЕ
ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЫИГРАЛ/
ВЫИГРАЛ АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
НЕБОЛЬШОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕ-НИЙ КОМПРОМИСС
НЕ ПРОИГРАЛ/
НЕ ВЫИГРАЛ БОЛЬШОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕ-НИЙ
УКЛОНЕНИЕ
ПРОИГРАЛ/
ПРОИГРАЛ НИЗКОЕ ЗНАЧЕ-НИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИСПОСОБЛЕ-НИЕ
ПРОИГРАЛ/
ВЫИГРАЛ ПАССИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ИНДИВИДУАЛЬ-НЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВМЕСТНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Стиль конкуренции
Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, акти-вен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным пу-тем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса Тома-сом и Килменном, такой человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать навязываемое решение проблемы.
Этот стиль может быть эффективным в том случае, когда человек облада-ет определенной властью, знает, что его решение и подход в данной ситуа-ции правильны, и имеет возможность настаивать на них. Если применять та-кой стиль в ситуации, когда обладание достаточной властью весьма спорно, например, когда по какому-то вопросу точка зрения расходится с точкой зре-ния начальника, можно нанести себе ущерб.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:
- исход дела очень важен и делается большая ставка на продви-гаемое решение возникшей проблемы;
- обладание достаточным авторитетом для принятия решения и очевидность, что предлагаемое решение - наилучшее;
- решение необходимо принять очень быстро и есть достаточно власти для этого;
- нет иного выбора и нечего терять;
- критическая ситуация, требующая мгновенного реагирования;
- коллектив находится в тупике, и кто-то должен повести их за собой;
- необходимость принятия непопулярного решения, и есть доста-точно полномочий для выбора этого шага.
Используя этот подход, можно остаться совсем без поддержки со стороны. Но всегда можно завоевать сторонников в случае, если действия по этому решению дадут положительный результат.
Стиль уклонения
Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется тогда, когда участник конфликта не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|