Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Курсовой проект по конфликтологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра управления персоналом

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Конфликтология»

на тему

«Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью

осуществления собственных интересов»

Выполнила студент(ка)

_очной_ формы обучения

специальности «Управление персоналом»

__ΙΙΙ__ курса _2_ группы

____________ _/ /

(подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель проекта

___к.э.н., доцент_______ ____________ _/Коновалова В.Г./_

(учёная степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва-2004

Оглавление

Введение 3

Теоретическая часть 4

Основные стили поведения в конфликтной ситуации. 4

Определение стилей поведения в разрешении конфликтов 6

Стиль конкуренции 7

Стиль уклонения 9

Стиль приспособления 11

Стиль сотрудничества 13

Стиль компромисса 16

Аналитическая часть 18

Описание конфликта, произошедшего в конкретной организации. 18

Карта конфликта. 21

Карта диагностики конфликта. 22

Последствия конфликта. 26

Анализ факторов, определивших возникновение конфликта в данной организации. 28

Проектная часть 29

Выбор оптимального стиля поведения в конкретном 29

конфликте с целью осуществления собственных интересов. 29

Заключение 32

Литература 34

Введение

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «ско-рость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные кон-фликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Я не говорю о том, что раньше конфликтов не было. Они были всегда, ведь для того чтобы развиваться, человеку всегда приходи-лось быть чем-то недовольным и бороться с этим. Но в настоящее время в связи с возрастающим стремлением к экономическому благосостоянию, ра-ботодатели всё чаще думают о условиях труда (в том числе о социально-психологическом климате), в которых работают люди, приносящие им при-быль. Появляются новые науки, развиваются отдельные направления старых. Так, в конфликтологии всё больше внимания уделяется вопросам трудовых конфликтов.

Целями данного курсового проекта является изучение теоретического мате-риала по выбранной теме, описание реального конфликта, возникшего в ор-ганизации и выдвижение предложений по разрешению данного конфликта. При этом особое внимание следует уделить стилям поведения в конфликте.

Теоретическая часть

Основные стили поведения в конфликтной ситуации.

Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся раз-личных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соот-ветствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Сначала я хотела бы рассмотреть поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу этой модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лай-те. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разреше-ние конфликта зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точ-ной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

- открытости и эффективности общения, готовности к всесто-роннему обсуждению проблем, когда участники честно выска-зывают свое понимание происходящего и пути выхода из кон-фликтной ситуации,

- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

При решении конфликта также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:

- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;

- стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание пре-одолеть устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказыва-ниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

- определенный набор эмоциональных качеств личности: тре-вожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Западными психологами были разработаны основные наиболее прием-лемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособле-ние, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конку-ренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определя-ется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, дейст-вуя совместно или индивидуально.

Итак, остановимся подробнее на стилях поведения в конфликте.

Определение стилей поведения в разрешении конфликтов

Упомянутые мной пять стилей вытекают из системы, называемой методом Томаса-Килменна. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - не-совпадением интересов двух и более сторон.

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

Анимационная карта: стили управления конфликтом.

КОНКУРЕНЦИЯ

ВЫИГРАЛ/

ПРОИГРАЛ ВЫСОКОЕ ЗНА-ЧЕНИЕ

ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВО

ВЫИГРАЛ/

ВЫИГРАЛ АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

НЕБОЛЬШОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ВЗАИМООТНОШЕ-НИЙ КОМПРОМИСС

НЕ ПРОИГРАЛ/

НЕ ВЫИГРАЛ БОЛЬШОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ВЗАИМООТНОШЕ-НИЙ

УКЛОНЕНИЕ

ПРОИГРАЛ/

ПРОИГРАЛ НИЗКОЕ ЗНАЧЕ-НИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИСПОСОБЛЕ-НИЕ

ПРОИГРАЛ/

ВЫИГРАЛ ПАССИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ИНДИВИДУАЛЬ-НЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВМЕСТНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ

Стиль конкуренции

Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, акти-вен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным пу-тем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса Тома-сом и Килменном, такой человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать навязываемое решение проблемы.

Этот стиль может быть эффективным в том случае, когда человек облада-ет определенной властью, знает, что его решение и подход в данной ситуа-ции правильны, и имеет возможность настаивать на них. Если применять та-кой стиль в ситуации, когда обладание достаточной властью весьма спорно, например, когда по какому-то вопросу точка зрения расходится с точкой зре-ния начальника, можно нанести себе ущерб.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

- исход дела очень важен и делается большая ставка на продви-гаемое решение возникшей проблемы;

- обладание достаточным авторитетом для принятия решения и очевидность, что предлагаемое решение - наилучшее;

- решение необходимо принять очень быстро и есть достаточно власти для этого;

- нет иного выбора и нечего терять;

- критическая ситуация, требующая мгновенного реагирования;

- коллектив находится в тупике, и кто-то должен повести их за собой;

- необходимость принятия непопулярного решения, и есть доста-точно полномочий для выбора этого шага.

Используя этот подход, можно остаться совсем без поддержки со стороны. Но всегда можно завоевать сторонников в случае, если действия по этому решению дадут положительный результат.

Стиль уклонения

Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется тогда, когда участник конфликта не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»