Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Лекции по психологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


I. Теоретическая часть

Ощущения и восприятия.

Всю информацию об окружающем мире человек получает через различные ощущения. Причем развиваются эти ощущения в процессе жизненного опыта, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания, как бы в противном случае оно было бы выключено у него. Основные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, мышечные(вестибулярные),

обонятельные, вкусовые, бессознательные.

Аппарат, который отвечает за формирование ощущений, называется анализатором. Открыл и описал его И.П. Павлов. В структуру анализатора входят рецепторы, афферентные нервы, эфферентные нервы.

Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецептором. Воздействие раздражителя приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному) нерву передается в определенные участки больших полушарий головного мозга, ответная реакция передается по эфферентному нерву.

Издавна психологов интересовала проблема измерения ощущений. Так появилась наука, которая называется психофизика. Вебер, Фехнер вывели основной закон психофизики. Согласно этому закону сила ощущения S равна логарифму стимула I, умноженное на специальный коэффициент и сложено с const- ой.

S = K*lgI + C

Это необходимо для создания медицинской техники, для создания приборов, которые контролируют шум на производстве.

Выделяют такие понятия:

абсолютно нижний порог ощущения- min по величине стимул способный вызвать едва заметные сенсорные ощущения.

абсолютно верхний порог ощущений - раздражитель, который продолжает восприниматься как раздражитель соответствующего качества.

относительный порог ощущения – величина, на которую необходимо изменить стимул, чтобы изменилось ощущение.

Восприятие.

Это процесс познания целостных сложных вещей и явлений, которые существуют в мире и представлены в сознании виде образов.

Образ – это целостная устойчивая система ощущений.

Основные свойства образов восприятия:

1) предметность- отнесенность психологического явления к реально существующим предметам.

2) константность – это способность человека воспринимать качества одних и тех же явлений и предметов в изменяющихся условиях.

3) целостность – способность восприятия к созданию целостного образа.

Пример: шесть палочек, стоящих через определенный промежуток, мы видим как три столбика.

4) категориальность – любой предмет воспринимается нами как отнесенный к определенной категории. Пример: три палочки в плоскости, расположенные относительно

друг друга в следующем порядке, воспринимаются нами как целостная геометрическая фигура – треугольник.

Зрительные иллюзии демонстрируют законы восприятия.

Две одинаковые по длине горизонтальные палочки,

воспринимаются по-разному (верхняя кажется длиннее),

из-за двух других наклонных палочек.

Две одинаковые по длине палочки кажутся

разными из-за направления стрелок.

Эффект фигуры и фона.

Внимание и память.

Ели человек не сосредоточен на том, что он делает, его деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно. Таким образом, возникает проблема направленности деятельности, которая придает избирательный характер в нашей психике, которая осуществляет преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов изучения.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на реальном или идеальном объекте предполагающее повышение уровня активности индивидуума.

Виды внимания.

По происхождению выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – пассивное, вынужденное, возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности и неожиданности.

Пример: просмотр интересного фильма, журнала и т.д.

Произвольное внимание – управляется сознательной целью, оно вырабатывается в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным.

Нейрофизиологической основой внимания является принцип доминанта.

Открыто Ухтомским.

Основные свойства внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, т.е. длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Для измерения устойчивости внимания используют таблицы Бурдона, суть заключается в том, что беспорядочно чередуются отдельные буквы и каждая буква повторяется несколько раз, испытуемый должен вычеркивать определенную букву. На работу отводится 3- 10 мин.

Таблица Крепелина: столбики цифр которые испытуемый должен складывать.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, тот фокус, в котором собрана психическая деятельность.

Распределение внимания – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнообразных объектов одновременно.

Если хотят проверить распределение внимания вам предложат таблицу Шульте. Предложат два ряда беспорядочно разбросанных цифр красных и черных, испытуемый должен называть серию цифр, чередуя каждый раз черный и красный ряд.

Переключаемость – означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.

Объем внимания – человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия.

Объем внимания тщательно изучается в экспериментальных условиях прибор тахистоскопом. Предъявляется несколько объектов зрительного характера. Объем внимания у человека 5, плюс, минус два объекта.

Память- запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков.

Первым разделом, в котором был применен экспериментальный метод, было изучение памяти.

Первым исследователем в этой области был Эббингаунс 80-ые годы 19 века. Он изучал заучивание бессмысленных слов, в результате, которого выявил кривые запоминания.

В начале 20 века появилось направление бихевиоризм. Представители этого течения изучали навыки у животных (крысы).Пример: лабиринт, на выходе кусочек сыра. Это научение демонстрировало работу памяти.

Типы памяти: (системы памяти)

1) непосредственный отпечаток информации, эта система удерживает точную и полную картину мира, причем, длительность сохранения этой картины от 1/10 до 5/10 секунды.

2) Коротковременная память удерживает пять, шесть единиц из представленного материала. Эта информация сохраняется десятые доли секунд и продлить ее хранение невозможно.

3) Долговременная память - ее емкость безгранична.

Виды памяти.

Двигательная - это запоминание различных движений и их систем. Этот вид памяти является основой практических навыков, в том числе ходьбы и письма. Людей, у которых хорошо развита эта память, называют людьми с золотыми руками.

Эмоциональная . Люди имеют хорошую способность к сопереживанию сочувствию.

Образная – она бывает зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словеснологическая – память на мысли. Этот вид памяти специфически человеческий.

В зависимости от цели деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.

Процессы памяти.

Запоминание – запечатление того что воздействовало, сохранение следа от возбуждения в мозге.

Сохранение – то что человек запомнил.

Узнавание и воспроизведение. Узнавая объект, мы относим его к определенной категории и воспроизводим в нашем сознании соответствующее понятие. Пример: самолет летит.

Забывание – выбрасывание материала из сознания.

У людей мы встречаем самые разнообразные возможности запоминания и забывания.

Амнезия – потеря или расстройство памяти.

Мышление и речь.

Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным отражением действительности.

Мышление расширяет границы нашего познания и через умозаключения раскрывает то, что непосредственно нашему восприятию не дано.

1) Мышление обобщает, оно раскрывает связь от отдельного к общему. Пример: ежевика, арбуз, земляника – ягоды.

2) Мышление теснейшим образом связано с действиями. Оно зародилось в трудовой деятельности и гораздо позже выделилось в теоретическую деятельность. Процесс использования орудий труда изучался на животных (обезьянах) в 30-ые годы 20 века. Психолог

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»