Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Лекция по психологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Лекция 2

Тайна человеческой личности.

План

1. Проблема познания личности (тайна человеческой природы и неис-черпаемость личности).

2. Личность и индивидуальность.

3. Социализация личности.

4. Личность и социальная среда, социальные роли и статус личности.

5. Психологическая структура личности.

6. Проблема типологии личностей.

7. Психологические проблемы и судьба личности в современном мире.

Эпиграф: “Весь мир театр.

Все женщины, мужчины – все актеры,

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той…”

(У.Шекспир).

I. Проблема познания личности

Каждый человек с полным правом может сказать – самое дорогое, что есть у меня, и чего нельзя от меня отнять, даже убив меня, - это моя уни-кальная, неповторимая личность. (А. С. Пушкин: “Нет, весь не умру. Душа в заветной лире, мой прах переживет и тленья убежит…”) Среди миллиардов людей, ныне живущих, живших ранее и тех, что будут жить, не было и нет и не будет другого такого человека как я. Вполне спра-ведлива мысль о том, что когда рождается человек, рождается целый новый мир, новая вселенная, а когда умирает, умирает безвозвратно этот мир, эта вселенная, которая также неисчерпаема, как и внешняя, окру-жающая нас вселенная. Или не умирает целиком и совсем бесследно? (остается частично жить в своих вкладах, персонализированных в людях и вещах). Трагедия смерти каждого человека в том и состоит, что гибнет не просто один из миллиардов человеческих особей, гибнет личность и весь ее неповторимый и невосстановимый мир и всё человечество стано-вится беднее, гибнет всё потенциальное богатство материальной и ду-ховной культуры, которую могла бы еще подарить человечеству лич-ность. (Парадокс жизни: сил в юности много, а ума и предусмотритель-ности знаний, правильного понимания жизни и ее направление нет в ста-рости же наоборот, есть все нужные знания для “правильной” мудрой жизни, но нет ни времени, ни сил). Каждый человек хочет считать себя личностью и обидится, если его не будут считать таковой другие люди (особенно чутки к этому ущербные или ущемленные личности.)

Но не каждый задумывается над тайной личности, и не каждый заду-мавшийся над ней постигает эту тайну. Философы ищут ответ в абст-рактных философских теориях. Психологи ищут ответ в исследовании психологических физиологических процессов индивидуального орга-низма. Социологи ищут ответ в исследовании общественных отношений и их влиянии на человека. Только религия не ищет теоретического отве-та, она постулирует принципиальную личность и мистический путь её само постижения через общение с богом. Но тайна индивидуальной че-ловеческой личности остается до конца не разгаданной.

Дело в том, что ни одна наука, ни одна теория не способны дать ис-черпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой личности. Всегда остается некий остаток, принципиально несводимый ни к какой теории. Поскольку каждого больше интересует его собствен-ная личность, а не личность вообще, то встает вопрос, а в чем же польза теоретических знаний о личности вообще? Если они не объяснят тайну моей конкретной личности.

Польза рассмотрений этих теории в том, что они могут помочь каж-дой личности в ее самопознании, дать какие-то ориентирующие пред-ставления, на конец, пробудить интерес к самой проблеме и дать стимул к самопознанию своей личности

Индивидуальная личность как предмет познания неисчерпаема, ибо она имеет потенциально-бесконечное количество проявлений, а так же находится в состоянии постоянного развития и изменения, имеющий также потенциально-бесконечный набор возможностей. Но не нужно пу-тать исчерпывающие знания о личности со знанием, пониманием ее су-щественных сторон и качеств, которые не только достижимы, но необ-ходимы человеку для сознательного управления своей жизнью и судь-бой. Это-то понимание, ключ и методику к нему и дают психологиче-ская концепция личности, но не всякая. А лишь опирающаяся на пра-вильную объективную диалектико-материалистическую философскую базу. О чем здесь идет речь?

О том, что понять, что такая личность вообще невозможна не дав сна-чала ответ на вопрос: что такое человек вообще. Ибо личность это и есть индивидуальный человек. И основания индивидуальности заключены в природе человека вообще. А это – вопрос чисто философский. И фило-софы дают богатый набор ответов о природе человека. От натуралисти-ческих до разного рода идеалистических. Возьмем, например, такую концепцию: человек это один из видов животных, обладающий теми же потребностями биологическими и способностями, что и они. Особен-ность этого вида в том, что он самое хищное и всеядное животное. Жи-вотное социальное, способное к речи. Индивидуальность личности при этом сводится к набору биологических качеств и инстинктов, присущих каждому отдельному человеку: как биологической особи. Но при таком подходе уж очень бедным и примитивным выглядит мир личности и другие животные также должны быть признаны как личности. Филосо-фы идеалисты склонны сводить сущность человека к его идеальным, духовным качествам – душе, сознанию, интеллекту и т. п. При этом, од-нако, теряется реальное основание индивидуальности человека – его ин-дивидуальный биологический организм. Ведь духовные качества явля-ются общими, общественными по своей природе, надындивидуальными. Идеалисты не могут найти какого-то основания их индивидуализации, и им остается просто постулировать. не решает проблемы и третий вари-ант – механическое сочетание натуралистического и идеалистического подходов к сущности человека, т.к. приводит к неразрушимому дуализ-му души и тела, что тем более запутывает вопрос о критериях индивиду-альности личности. В этом вопросе о природе человека, как определяю-щим для решения вопроса о природе личности и заключен ключ и глав-ная трудность познания личности.

Реальное основание для действительного познания личности, как во-обще, так и конкретной, дает только диалектико-материалистическая концепция сущности человека. эта концепция при определении сущно-сти человека исходит не из произвольного набора внешних признаков, а из родовой, определяющих видовую специфику и сущность человече-ского существа деятельности общественного, производительного мате-риального труда.

Значит сущность человека определяется системой отношений общест-венных, возникающих в процессе труда. Эти отношения делятся на два вида, выступающие как две стороны единого процесса труда: отношения между человеком и природой и отношения между людьми. Специфика обоих отношений в том, что они опосредованны орудиями труда и соот-ветствующими формами деятельности социальными.

Т.е. мы видим, что сущность человека не дана ему как биологическому существу (особи вида биологического “человек”) от природы, а возника-ет в процессе включения индивида в систему общественных отношений и общественного производства. Человек, есть индивид, включённый в эту систему.

2. Личность и индивидуальность.

Опираясь на такое понимание сущности человека, мы можем перейти к понятию личности. Личность есть индивидуальный человек. Каковы основания индивидуальности личности и что такое вообще индивиду-альность? Индивидуальность человека - уникальность набора присущих ему качеств. Ее основания заключены в биологической индивидуально-сти человеческого организма и в индивидуальности социального опыта индивида (конкретной системы социальных отношений и форм деятель-ности, в которую включен отдельный индивид). Т.е. мы можем выделить два вида индивидуальности, присуще человеку:

1. биологическую индивидуальность (уникальное сочетание биологи-ческих особенностей организма).

2. социальную (уникальную систему общественных отношений кон-кретного вида).

Какая из них главней. Естественно, что для характеристики личности большое значение играет социальная индивидуальность, социальные, а не биологические качества индивида (не рост, например, а нравственные качества). Но мы должны избегать распространенной ошибки отделения и противопоставления биологической и социальной индивидуальности как двух независимых друг от друга сторон личности.

На самом деле – это две стадии развития человека (от индивида к лично-сти, от биологической индивидуальности к социальной, а не две стороны личности. Личность, т.е. следует определить как социальную индивиду-альность, в которой снята, преодолена, преобразована и сохранена, но в новом высшем социальном качестве биологическая индивидуальность человека.

Личность выступает как социальное качество индивида, приобретае-мое им в процессе социального воспитания и сохраняемое в процессе социальной жизнедеятельности

Другими словами личность – социальная индивидуальность человека, или индивид, включенный в конкретную для него систему обществен-ных отношений по поводу воспроизводства собственного существования и средств к нему, а так же одновременно собственной социальной сущ-ности. В связи с определением личности как индивидуальности, давайте ограничим понятия индивидуальности и типичности. Индивидуальность отношений и качеств личности (биологических или социальных) не оз-начает их уникальности. Разным личностям и индивидам могут быть присуще одинаковые качества, являющиеся в принципе общими, родо-выми, типичными. Индивидуальность выражается в уникальности для каждого индивида сочетание или набор тех или иных качеств, в различ-ной степени и формы проявления.

Индивидуальность не только не отрицает похожесть и типичность, но напротив только

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»