Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Лидерство и руководство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образование РФ

Тольяттинский филиал самарского государственного педагогического университета

Факультет психологии

Реферат:

«Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление»

Студент: Топорова О.В.

Группа: ПСХД 101 (2,5 г)

Преподаватель: Криволапова Н.В.

Тольятти 2000

Содержание

I Введение

II Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление

1. Что такое лидер и лидерство

2. Качества, присущие лидеру

3. Окружение лидера

4. Функции лидера

5. Лидерство и современность

6. Лидер или руководитель

7. Стили управления руководителя

8. Типы руководителей

9. Критерии эффективности руководства

III Литература

I Введение

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа ор¬ганизуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции группо¬вой деятельности, а психологически описывают субъекта этой ин¬теграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической тради¬ции, связанной с исследованием данного феномена. В современ¬ных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сде¬лать прежде всего терминологические уточнения и развести поня¬тия «лидер» и «руководитель».

II Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление.

1. Что такое лидер и лидерство.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ¬ление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко¬водить коллективом в силу своих организаторских способ¬ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли¬дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе¬тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга¬низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто¬роны, человек может иметь данные качества, но не яв¬ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото¬рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи¬мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от ха¬рактера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-испол¬нитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност¬ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля¬ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста¬нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделя¬ют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф¬союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об¬щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада¬чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со¬стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапар¬та: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взгля¬дом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обя¬зано мое превосходство над другими”.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких досто¬инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут¬реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей¬ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требу¬ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти струк¬туры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обес¬печить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управле¬ния общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

2. Качества присущие лидеру.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля в лидера.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»