Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Личность. Понятие личности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ.

I. Введение.

II. Личность. Понятие личности.

III. Предпосылки и факторы.

1. Развитие.

2. Воспитание.

3. Образование.

4. Самовоспитание.

5. Самообразование.

6. Самообучение.

IV. Вывод.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Во-первых, крайне трудно, практически невозможно предста-вить себе человека как личность, то есть как человеческого инди-вида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выра-ботке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Лич-ность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социаль-но и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собст-венно личностного развития.

Во-вторых, личностью в полном смысле слова является чело-век, который не вынуждается вступать в какие-либо обществен-ные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, че-ловек, чьи способности и взгляды не служат источником хищниче-ской наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутвержде-ния в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для дру-гих». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характер-ные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

Идеал человеческой личности - это представление о совер-шенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая си-ла, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педа-гогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховны-ми. В этих условиях идея сочетания духовной и физической кра-соты считалось еретической, и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторон-не образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего вос-питания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего разви-тия личности как высшей цели воспитания признается всем ми-ром.

И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее дос-таточно полной реализацией, да и понимается она разными педа-гогическими и философскими школами, мягко говоря, неодно-значно.

Следует иметь в виду, что в любом обществе существует два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекла-мируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточ-но приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.

ЛИЧНОСТЬ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Личностью в психологии называют человека как носителя соз-нания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаи-модействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тож-дественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфиче-ский аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных свя-зей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совме-стной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характер-ным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим со-четанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляю-щих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуаль-ность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процес-сов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя обще-ственное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определен-ном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения челове-ка, а уникальная форма существования и неповторимого прояв-ления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведе-нии, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общест-венно - практическое и полноценное в нравственном плане значе-ние постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельст-ва и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и проти-востоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспита-нии личности. Правило воспитания, сформулированное замеча-тельным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из при-знания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серь-езностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в об-ласти производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут обла-горожены отношением к ним как к высшей ценности, неповтори-мым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятст-вовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут по-лучиться лишь убогие односторонности. Строительство собствен-ной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие уста-новки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию че-ловеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у ме-ня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляе-мых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как пе-реход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Что-бы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»