Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Логопсихотерапия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Логопсихотерапия

Личность в системе отношений.

Нарушение семейной коммуникации

как источник неврозов

Одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение.

В.Н.Мясищев, определяя личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, — подчеркивал, что пси¬хологическое отношение представляет собой обобщенное внут¬реннее условие действий человека, содержащее тенденцию опре¬деленным образом реагировать на определенные явления, фак¬ты, события, объекты. В этом плане психолог рассматривал и трехкомпонентную структуру общения — как единство отраже¬ния (познание людьми друг друга), общения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение при контактах с другим человеком). Проявляясь в общении, по¬ложительные и отрицательные особенности интеллекта человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во взаимоотношениях с другими, влияют на развитие личности. Имея в виду самые разные ситуации общения, Б.П.Ананьев от¬мечал: "На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях в межличностном общении; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобра¬зованием внутреннего мира самой личности".

Традиционно общение подразделяется на деловое и межлич¬ностное: деловым называют такое взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, следовательно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы и способы осущест¬вления контактов; в отличие от делового, в межличностном, нефор¬мальном общении нет жесткой регламентации поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Сущность межличностного общения — это взаимодействие человека с человеком, а не с предметами, и психологи отмечают, что крайний дефицит именно межличностного общения и неспособность осуществлять его отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие людей. Исследуя проблемы психологии межличностного общения, А.А. Бодалев психологически оптимальным называет такое общение, при котором осуществляют¬ся цели участников в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью способов, не вызывающих у партнеров чувства неудовлетворения. При этом подчеркивается, что оптималь¬ное общение не обязательно предполагает слияние умов, воли и чувств участников, — оно может быть и при сохранении желаемой для каждого партнера субъективной дистанции, но обязательно — при условии взаимодействия партнеров "на равных", когда посто¬янно делается поправка на своеобразие друг друга и не допускается ущемление достоинства каждого. То есть настоящее межличностное общение — это всегда общение диалогическое .

Исходя из основных научных положений М.М.Бахтина, А.А.Ухтомского, а также теории гуманистической психотерапии К.Роджерса, мы понимаем диалог как особую форму межлич¬ностного общения, в которой максимально воплощается кон¬структивное влияние общения на его участников. В свою очередь Т.А.Флоренская, давая обоснование научного статуса практи¬ческой психологии как самостоятельной гуманитарной науки, базирующейся на диалогической методологии М.М.Бахтина, С.С.Аверинцева, А.А.Ухтомского, П.А.Флоренского, определяет диалог как духовно развивающее общение, без которого невоз¬можно полноценное становление личности. Основными характеристиками диалога является:

1) — равенство сущностных позиций общающихся (субъект - субъектные отношения),

2) — доверительная взаимная открытость обеих сторон,

3) — отсутствие оценочного, "измеряющего" отношения к каким бы то ни было сторонам индивидуальности каждого,

4) — взаимное принятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Диалог является естественной средой развитая личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуаль¬ности (наравне с искусством, научными открытиями и т.д.) и, сле¬довательно, как форма общения, диалог может быть не только сред¬ством достижения тех или иных целей (воспитательных, образова¬тельных и т.д.), решения задач (научных, творческих и проч.), но представляет собой самостоятельную ценность человеческой жизни. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведут к различно¬го рода искажениям личностного развития, росту проблем на внут¬ри- и межличностном уровне, росту неадаптивного поведения. Основной механизм, способствующий личностному росту в ходе диалогического взаимодействия, лежит в особой направленности партнеров диалога; не в коцентрации на собственных проблемах и переживаниях, а в ориентации на внутренний мир другого (позиция эстетического отношения, по М.М.Бахтину). Результатом подобной взаимной ориентации является более глубокое познание и структу¬рирование собственного духовного мира, вплоть до решения ранее нерешенных мотивационных и ценностных конфликтов, происхо¬дящее как результат наблюдения и переживания внутреннего мира партнера, т.е. через опосредование другим. На уровне чувств веду¬щим состоянием в диалоге будет состояние взаимной эмпатии. Взя¬тое в качестве "техники", это состояние виртуознейше достигается в рамках клиент - центрированной психотерапии К.Роджерса и сопро¬вождается состояниями катарсиса.

Таким образом, можно утверждать, что путем целенаправленного формирования и закрепления определенных психических состояний в процессе диалогического общения можно корригировать черты личности. Но поскольку готовность человека к полноценному меж¬личностному, т.е. диалогическому общению — сложный многоком¬понентный процесс, который предполагает высокую коммуника¬тивную направленность личности, то также необходимо целена¬правленное формирование "коммуникативного ядра личности", что должно осуществляться на всех ступенях ее онтогенеза. Необходимо развивать высокий уровень способности к познанию другого человека и самопознанию, отношения к другому как к выс¬шей ценности и умения творчески строить непосредственное обще¬ние с ним. Различия же в структуре коммуникативного ядра опреде¬ляются глубинными психологическими причинами, многие истоки которых лежат в межличностной коммуникации в семье. И здесь, как отмечают психологи, слишком мало еще известно о связи между межличностной коммуникацией и серьезными личностными нару¬шениями — нервно-психическими расстройствами, а именно нарушения внутрисемейной коммуникации играют очень серьезную роль в этиологии широкого круга психогенных психических заболе¬ваний, в частности различного вида неврозов.

Еще в ЗО-е годы ряд отечественных авторов, изучая детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, выделяли пато¬генные родительские установки и соответствующие им болезненные типы поведения. В советсткой педагогической литературе о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка приори¬тет принадлежит А.С. Макаренко. Известны работы В.И.Гарбузова, А.И.Захарова, Д.Н.Исаева, М.Ратгера и др. Характерные условия неправильного воспитания, предрасполагающие к возникновению невротических расстройств, описаны также В.Н.Мясищевым, Р.А. Зачепицким и Е.К. Яковлевой, Б.Д.Карвасарским, Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким и др.

Исследователи подчеркивают: если в здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, не нарушающее семейную целостность и в то же время проявляющееся в формировании семейно¬го "Мы" и способности членов семьи самостоятельно решать противо¬речия и конфликты, то в дисгармоничных семьях равновесие и содер¬жание семейного "Мы" оказывается либо "семейным мифом", либо "семейным контрактом" (В.В.Столин); анализируются особо неблаго¬приятные для ребенка типы родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий (А.Я.Варга); отмечается, что в основе семейных конфликтов, т.е. дисгармонического взаимодей¬ствия, лежит неадекватность восприятия (Петровская Л.А. ), либо отно¬шения по типу "соперничества", "псевдосотрудничества", "изоляции" (Мишина Т.М.); влияние родителей на формирование психики ребенка ярко представлено в рамках интеракционистского подхода Э.Берном; Е.Х.Соколова, анализируя аномалии личности, выявила, что именно стиль общения родителей с ребенком является интегральной катего¬рией, теоретическим и операциональным конструктом, ухватывающим единство инструментального и мотивационного аспектов деятельности.

Таким образом, целым рядом авторов предприняты попытки разностороннего исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных типов воспитания, приводящих к различного вида нервно-психическим расстройствам у детей.

Как отмечают исследователи, в XX веке во всем мире наблю¬дается рост нервно-психических заболеваний, что связано с от¬носительным несоответствием научно-технического прогресса и связанных с ним изменений во всех областях человеческой жиз¬недеятельности, с одной стороны, и развитием и совершенство¬ванием психофизиологической адаптации — с другой. В связи с этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную роль играет фактор нервно-психического перенапряжения. К числу таких болезней относятся неврозы.

Неврозы — наиболее распространенная форма нервно-психи¬ческих расстройств, при которых необходимо решать вопросы не только психотерапевтического плана, но и клинико-патогенети¬ческой диагностики, дифференциальной диагностики и ком¬плексного лечения. Это объясняет повышенное внима¬ние к эффективным методам лечения и профилактики неврозов, а также к изучению всего комплекса проблем, связанных со сложным процессом социореабилитации личности, "выходящей" из затяжного болезненного состояния.

В

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»