Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Медитация как метод изменения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Факультет Журналистики, Социологии и Психологии

Кафедра Психологии

Курсовая работа на тему

Медитация как метод изменения

сознания

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 4

СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ. 6

ОБЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ. 10

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. 12

МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЯ 23

" Никакая оценка Вселенной в ее полноте не может быть окончательной, если она оставляет в стороне другие формы сознания. Вопрос о том, как их оценить - ведь они столь отличны от нашего обычного сознания. Тем не менее, они могут определить позиции, хотя и не могут дать формул, и могут открыть некую область, хотя и не могут предоставить ее карту. Во всяком случае, они запрещают нам преждевременно ставить точки над i в нашей оценке реальности."

В. Джемс "Многообразие религиозного опыта".

ВВЕДЕНИЕ.

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм.

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания.

Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения способов изменения сознания.

Цель данного исследования – получить представление о научном описании различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти с помощью медитации. Объектом исследования являются состояния сознания. Предмет исследования – различные состояния сознания, как то, чем человек может управлять с помощью концентрации внимания (так в узком смысле я понимаю медитацию).

В контексте данной темы уместным, по всей видимости, будет выдвинуть следующую гипотезу: сознание, в принятом наукой понимании, как структура человеческой психики, в основе которой лежит индивидуальная система значений, определяющая ограниченное восприятие мира, объекты которого, в ходе этого восприятия категоризируются и, следовательно, видоизменяются, может быть расширено с помощью медитации.

На основе цели и выбранной гипотезы, ставились следующие задачи:

- Изучить научные подходы к сознанию;

- Изучить способы, в результате применения которых возможно изменить состояние сознания;

- Изучить и проанализировать подход восточных философских учений к сознанию и к медитации, как к методу его изменения.

В работе мной использовались следующие методы:

 Анализ изученной литературы;

 Синтез представлений о состояниях сознания

Медитативные техники представляют также немалый интерес для изучения “изнутри”, то есть крайне привлекательной представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.

СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОЛОГИИ.

Сознание как категория отличная от "психики", была выделена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме," –писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных.

Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структурировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков. Наконец, уже в начале нашего века Дюркгейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаментальные явления как время и пространство могут по-разному структурироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации-преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного чувственного внутреннего отражения мира. Значение, как позже писал Леонтьев, - это “обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта”. Индивидуальное сознание по своей при0роде общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения.

На основе своих исследований Выготский выделил три основные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, не зависимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ребенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдопонятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения. Осознанность для Выготского - возможность выражения одних значений через другие на основе системности организации значений.

Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности, как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. "Специфически человеческие способности и функции, - писал Леонтьев, - складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений... Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими условиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь".

В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.

За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия. Язык в такой трактовке – идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта. На более ранних стадиях развития психики отражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных качеств. Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.

Изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосемантике - это "обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности" (Петренко). Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д.

Психосемантический подход не ставит преграды между сознательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчленено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта структура, тем

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»