Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Методика профессионального консультирования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Реферат по курсу “Методика профессионального консультирова-ния”

“Методика профессионального консультирования”

Содержание

Основные принципы работы профконсультанта

Схема профконсультирования

Профконсультирование в школе

Индивидуальное профконсультирование

Групповое профконсультирование

Использованная литература

Основные принципы работы профконсультанта

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи кли-енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной си-туации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

Профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбо¬ра про-фессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологиче¬ской и социальной адаптации.

Последствия общения с консультантом имеют большую личност¬ную значимость для кли-ента. Ка¬ким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Консультант несет персо¬нальную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических проце¬дур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теорети-ческую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его ква-лификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы аде-кватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетиро-вания и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоя¬тельно принимает решение по проблеме, с ко-торой об¬ратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает ин-формационную и психологическую по¬мощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консуль¬тируемого в принятии им решения. Сужде-ния и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свобо-ду последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Профконсультант ин¬терпретирует полученные результаты с пози-ции соот¬ветствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям кон-кретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консульти¬руемого, поддерживает и стимули¬рует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на сво-боду в профессиональном самоопределении. Интересы кон¬сультируемого, даже не соответст-вующие интере¬сам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Схема профконсультирования

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профкон-сультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начи-нается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо поза-ботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиен-том зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния кли-ента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

• Клиент: в чем заключается его проблема, как он отно¬сится к консультации и профкон-сультанту, в каком со¬стоянии находится, каков может быть внутренний мотив обра-щения к консультанту.

• Условия: организационные, временные, информацион¬ная и методическая оснащен-ность.

• Профконсультант: осознание профессиональной ква¬лификации и компетентности от-носительно данной си¬туации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиен-та.

Если контакт с консультируемым не получается, можно исполь¬зовать несложные методи-ки, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способству¬ющие пережива-нию успеха, с помощью заданий на сообразитель¬ность, внимание.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глаза¬ми специалиста и уточнение либо изменение предвари-тельной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, раз¬работка общего плана дальнейшей консультации, коррекция усло¬вий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или по-лучить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Кон-сультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступ-ном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь опре-деленной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирую-щей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совмест-ного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консульта-ция, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При вы-ходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интерес-ные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей про-блемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; при-мечание.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться” согласно ситуации.

Профконсультирование в школе

Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профкон-сультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора про-фессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленно-го формирования необходимых качеств, свойств личности.

Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем пси-хотренировок.

Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»