Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Методики экстренной психологической помощи

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу

“Методики экстренной психологической помощи”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

"Методики экстренной психологической помощи "

1. Теория стресса Г. Селье

Общие сведения о стрессе

Реакции организма на стресс

Основные способы борьбы со стрессом

2. Работа с кризисами

Общие понятия о кризисах

Чувства в кризисе

Особенности консультации клиентов в состоянии кризиса

3. Применение НЛП как экстренной методики психологической помощи

1. Теория стресса Г. Селье

Общие сведения о стрессе

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у челове-ка под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией за-щитных систем организма и психики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается

эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и

дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обы-денном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.

Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует доста-точное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует со-стоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрез-мерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, де-формации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется ин-дивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологи-ческой конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенно-стями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самооб-ладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифиче-ский ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредото-читься; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства ус-талости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуривае-мых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возник-новение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, свя-занным с особенностями данной личности. Те или иные условия вызывают эмоцио-нальное напряжение в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, неопределен-ное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий меха-низм психического стресса. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведе-ния, обусловленных психическим стрессом.

Организация эмоционального стресса предполагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Напри-мер, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций спо-собна вызвать душевный дискомфорт.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым под-вергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” обще-го адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой уско-ренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологи-ческим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболева-ния, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппети-та, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям – увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Реакции организма на стресс

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспосо-биться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физиче-ские отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недос-таточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспо-мощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть пре-ходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способст-вующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию че-ловеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Основные способы борьбы со стрессом

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью ор-ганизации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультиро-вании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие со-веты:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требова-ния.

5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, под-держание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего рав-новесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизнен-ной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуа-ций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попы-таться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»