←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
Введение.
Все, что опис но ниже, теперь история. Я описыв ю мир
хипповской и постхипповской тусовки - это был ч сть соци-
льной структуры советского обществ , к к не стремил сь
он от обществ одгородиться. Где теперь Советский Союз? В
д нном случ е р ссмотрены Москв и С нкт-Петербург (одн ко
в тексте С нкт-Петербург будет з менен н Ленингр д - ведь
т к он н зыв лся в те времен ). Д и с ми тусовки сейч с
совсем не те; в прессе погов рив ли об исчезновении хиппи,
но уменьшение их числ в 1990-1991 гг. было временным -
снов появляются волос тые и в з пл тк х н ши герои. И
все т ки тот мир, который опис н ниже, уже ст л историей.
Ит к, теперь, кгд д нн я тем несколко "остыл ", хи-
повск я Систем может бвть воспринят просто к к одно из
сообществ, к к пример сообществ , н м тери ле которого
исследов л сь гл вн я для н с проблем : символ, его пр г-
м тик , его конкретн я жизнь в конкретном сообществе. Цель
исследов ния - проследить н конкретном м тери ле связи
символ (его интерпрет ций, ре кций н него) со структурой
сообществ . И н оборот: з висимость структуры отношений в
сообществе от зн чений, з ложенных в его символике.
Исследов ние проходит в зоне соприкосновения двух ре ль-
ностей: зн ковой и соци льной. Т м иде льн я ре льность
зн к переходит в м тери льную жизнь, воплощ ясь в дейс-
твия.Гл вное, н чем сосредоточено вним ние,- действие,
ре кция н символ.
Изуч ем я Систем - это очень своеобр зное соци льное
обр зов ние. Его нельзя н зв ть группой - это, скорее, со-
ци льн я сред , круг обшения, конгломер т групп или д же
их иер рхия. Но все-т ки существует ярко выр женное деле-
ние н "своих" и "чужих", общие символы и их ст нд ртные
интерпрет ции, свои тр диции в поведении и внешнем облике,
д же фольклёр. То есть это сообщество; с с мон зв нием и
с мосозн нием. Но ст нд ртные методы опис ния здесь явно
не годятся - я н деюсь, его внутреннее устройство выявится
по ходу изложения.
1. Экстерн льн я культур .
Необходимо д ть х р ктеристику Системы, хотя бы с мую
общую, чтобы можно было предст вить, о чем идет речь. Но
сдел ть это ок зыв ется не просто. Привычных черт сооб-
ществ здесь, к жется, нет. С м Систем к тегорически от-
верг ет попытки свести её к к кой-либо соци льной схеме.
Типичный пример её с моопределения - отрывок из ст тьи
А.М дисон - очень ст рого (олдового) хиппи из Т ллин :
"Движение - его неср вненно пр вильней было бы н зв ть
сдвигом - не выст вило ни громоздких лидеров, обл ченных в
пуленепробив емую х ризму, не породило орг низ ций, объ-
явивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности
друг другу з пр во куриров ть нетленные мощи ортодоксии,
н конец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию ни-
к кой специ льной хипповской филосифии, идеологии или ре-
лигии. Вместо идеологии с с мого н ч л были з землены
иде лы, формулируюшиеся дост точно просто - мир и любовь".
Действительно, Систему нельзя определить ни к к орг низ -
цию или п ртию, ни к к обшину или политическое (идейное,
религиозное) движение. А к к её определить ?
1.1 Вне обществ . Существует способ определения сооб-
ществ через его место в соци льной структуре. Что к с ет-
ся Системы, её типичный предст витель н ходится в проме-
жутке между позициями соци льной структуры. Ск жем один
олдовый пипл из Псков т к говорит о себе: "Н счет р боты:
я р бот л н многих предприятиях, но поним л, что это не
моё. Вот сейч с я р бот ю н з воде. Слес рь, хороший. Но
это не моё... Есть одн р бот , н которую я хочу поп сть,
-он моя: это рхеология. Т м я мог бы р бот ть д же бесп-
л тно".(ЛенТВ, перед ч "Взгляд", 25 февр ля 1987г.). Х -
р ктерно, что он, с одной стороны, р бочий н з воде(это
место, которое отвело ему общество) - но с м себя с этим
ст тусом не идентифицирует: "это не моё"; с другой сторо-
ны, он счит ет "своим" делом рхеологию - но т кое с мооп-
ределение не с нкциониров но обществом. Соотвественно этот
пипл ок зыв ется в неопределённом положении и в отношении
норм: ведь нормы связ ны со ст тусом. В обшем типичный
пример лимин льной личности, "подвешенной" между позиций.
В Системе к кому не подойди - т кой же промежуточный: счи-
т ет себя художником, среди друзей известен к к художник -
р бот ет в котельной кочег ром; поэт (дворник), фило-
соф (бродяг без определенного мест жительств ) - здесь
т ких большинство. ст тус в собственных гл з х не совп д -
ет со стутусом в гл з х обществ ; приним емые нормы и цен-
ности - иные, чем предпис ны обществом.
Систем , объединяющ я т ких людей, ок зыв ется в резуль-
т те сообществом, н ходищимся в промежутк х соци льной
структуры - вне её. Если предст вить общество к к иер рхию
вз имосвяз нных позиций (ст тусов), то Систем ок жется
между позиций, то есть вне обществ . Не случ йно общест-
венным мнением и н учной тр дицией он относится к сфере
ндегр унд (от нгл. "undeground" - подполье), контркуль-
туры, или в отечественном лексиконе было популярно ещё
словечко "неформ лы". Все эти определения ук зыв ют н
внеположенность - х р ктерны прист вки "контр-", "под-",
"не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоя-
щем ("контр-"), невидимом и скрытном (подземн я), неоформ-
ленном.
Эт лок лиз ция - вне структур обществ - вполне согл -
суется и с собственно Системном мировосприятием.
Процитируем ещё р з упомин вшегося уже М дисон , р з уж он
с м взял н себя роль хипповского историогр ф и теорети-
к : "Хиппизм,- з являет он,- не ступ ет во вз имоотноше-
ния с конституцией, его неупр вляемые вл дения н чин ются
т м, где нет и в помине гр ниц госуд рственных. Эти вл де-
ния повсюду, где горит огонь творящей нез висимости". Все
без исключения пиплы н ст ив ют н своей неприн длежности
к обществу или, ин че, нез висимости: это черт Системного
с мосозн ния.
В.Тэрнер, говоря об общин х з п дных хиппи, отнес их к
"лимин льным сообществ м", то есть возник ющим и существу-
ющим в промежуточных обл стях соци льных структур (от л т.
limen - порог). Здесь собир ются "лимин льные" личности,
лиц с неопределенным ст тусом, н ходяшиеся в процессе пе-
реход или вып вшие из обществ .
Откуд же и почему появляются "вып вшие" люди? Здесь дв
н пр вления. Первое: в этом вып вшем, неопределенном,
"подвешенном" состоянии человек ок зыв ется в период пере-
ход с позиции одной н позицию другой соци льной структу-
ры.Потом он, к к пр вило, н ходит своё постоянное место,
обрет ет постоянный ст тус, входит в социум - и покид ет
сферу контркультуры. Т кие р ссуждения з ложены в основе
концепций В.Тэрнер , Т.П рсонс , Л.Фойер . По П рсонсу,
н пример, причин протест молодежи и её противостояния
миру взрослых - "нетерпение" з нять мест отцов в социвль-
ной структуре. А они некоторое время ещё ост ются з няты.
Но дело конч ется встр ив нием нового поколения в ту же
структуру и, следов тельно, её воспроизводством.
Второе н пр вление объясняет появление вып вших людей
сдвиг ми в с мом обществе. У М.Мид это выглядит т к: моло-
дежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её
готовили в процессе соци лиз ции. Опыт ст рших не годится.
Молодых готовили к з нятию одних позиций в соци льной
структуре, структур уже друг я, тех позиций в ней нет.
Новое поколение ступ ет в пустоту. Не они выподят из соци-
льной структуры(к к у П рсонс или Тэрнер ), с м
структур ускольз ет из-под их ног. Здесь и н чин ется
бурный рост молодежных сообществ, отт лкив ющих от себя
мир взрослых, их ненужный опыт. И результ т пребыв ния в
лоне контркультуры здесь уже другой: не встр ив ние в
прежнюю структуру, строительство новой. В ценностной
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|