╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

╧ёшїюыюуш  /

╠юыюфхцэр  ёєсъєы№ЄєЁр

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


Введение.

Все, что опис но ниже, теперь история. Я описыв ю мир

хипповской и постхипповской тусовки - это был ч сть соци-

льной структуры советского обществ , к к не стремил сь

он от обществ одгородиться. Где теперь Советский Союз? В

д нном случ е р ссмотрены Москв и С нкт-Петербург (одн ко

в тексте С нкт-Петербург будет з менен н Ленингр д - ведь

т к он н зыв лся в те времен ). Д и с ми тусовки сейч с

совсем не те; в прессе погов рив ли об исчезновении хиппи,

но уменьшение их числ в 1990-1991 гг. было временным -

снов появляются волос тые и в з пл тк х н ши герои. И

все т ки тот мир, который опис н ниже, уже ст л историей.

Ит к, теперь, кгд д нн я тем несколко "остыл ", хи-

повск я Систем может бвть воспринят просто к к одно из

сообществ, к к пример сообществ , н м тери ле которого

исследов л сь гл вн я для н с проблем : символ, его пр г-

м тик , его конкретн я жизнь в конкретном сообществе. Цель

исследов ния - проследить н конкретном м тери ле связи

символ (его интерпрет ций, ре кций н него) со структурой

сообществ . И н оборот: з висимость структуры отношений в

сообществе от зн чений, з ложенных в его символике.

Исследов ние проходит в зоне соприкосновения двух ре ль-

ностей: зн ковой и соци льной. Т м иде льн я ре льность

зн к переходит в м тери льную жизнь, воплощ ясь в дейс-

твия.Гл вное, н чем сосредоточено вним ние,- действие,

ре кция н символ.

Изуч ем я Систем - это очень своеобр зное соци льное

обр зов ние. Его нельзя н зв ть группой - это, скорее, со-

ци льн я сред , круг обшения, конгломер т групп или д же

их иер рхия. Но все-т ки существует ярко выр женное деле-

ние н "своих" и "чужих", общие символы и их ст нд ртные

интерпрет ции, свои тр диции в поведении и внешнем облике,

д же фольклёр. То есть это сообщество; с с мон зв нием и

с мосозн нием. Но ст нд ртные методы опис ния здесь явно

не годятся - я н деюсь, его внутреннее устройство выявится

по ходу изложения.

1. Экстерн льн я культур .

Необходимо д ть х р ктеристику Системы, хотя бы с мую

общую, чтобы можно было предст вить, о чем идет речь. Но

сдел ть это ок зыв ется не просто. Привычных черт сооб-

ществ здесь, к жется, нет. С м Систем к тегорически от-

верг ет попытки свести её к к кой-либо соци льной схеме.

Типичный пример её с моопределения - отрывок из ст тьи

А.М дисон - очень ст рого (олдового) хиппи из Т ллин :

"Движение - его неср вненно пр вильней было бы н зв ть

сдвигом - не выст вило ни громоздких лидеров, обл ченных в

пуленепробив емую х ризму, не породило орг низ ций, объ-

явивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности

друг другу з пр во куриров ть нетленные мощи ортодоксии,

н конец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию ни-

к кой специ льной хипповской филосифии, идеологии или ре-

лигии. Вместо идеологии с с мого н ч л были з землены

иде лы, формулируюшиеся дост точно просто - мир и любовь".

Действительно, Систему нельзя определить ни к к орг низ -

цию или п ртию, ни к к обшину или политическое (идейное,

религиозное) движение. А к к её определить ?

1.1 Вне обществ . Существует способ определения сооб-

ществ через его место в соци льной структуре. Что к с ет-

ся Системы, её типичный предст витель н ходится в проме-

жутке между позициями соци льной структуры. Ск жем один

олдовый пипл из Псков т к говорит о себе: "Н счет р боты:

я р бот л н многих предприятиях, но поним л, что это не

моё. Вот сейч с я р бот ю н з воде. Слес рь, хороший. Но

это не моё... Есть одн р бот , н которую я хочу поп сть,

-он моя: это рхеология. Т м я мог бы р бот ть д же бесп-

л тно".(ЛенТВ, перед ч "Взгляд", 25 февр ля 1987г.). Х -

р ктерно, что он, с одной стороны, р бочий н з воде(это

место, которое отвело ему общество) - но с м себя с этим

ст тусом не идентифицирует: "это не моё"; с другой сторо-

ны, он счит ет "своим" делом рхеологию - но т кое с мооп-

ределение не с нкциониров но обществом. Соотвественно этот

пипл ок зыв ется в неопределённом положении и в отношении

норм: ведь нормы связ ны со ст тусом. В обшем типичный

пример лимин льной личности, "подвешенной" между позиций.

В Системе к кому не подойди - т кой же промежуточный: счи-

т ет себя художником, среди друзей известен к к художник -

р бот ет в котельной кочег ром; поэт (дворник), фило-

соф (бродяг без определенного мест жительств ) - здесь

т ких большинство. ст тус в собственных гл з х не совп д -

ет со стутусом в гл з х обществ ; приним емые нормы и цен-

ности - иные, чем предпис ны обществом.

Систем , объединяющ я т ких людей, ок зыв ется в резуль-

т те сообществом, н ходищимся в промежутк х соци льной

структуры - вне её. Если предст вить общество к к иер рхию

вз имосвяз нных позиций (ст тусов), то Систем ок жется

между позиций, то есть вне обществ . Не случ йно общест-

венным мнением и н учной тр дицией он относится к сфере

ндегр унд (от нгл. "undeground" - подполье), контркуль-

туры, или в отечественном лексиконе было популярно ещё

словечко "неформ лы". Все эти определения ук зыв ют н

внеположенность - х р ктерны прист вки "контр-", "под-",

"не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоя-

щем ("контр-"), невидимом и скрытном (подземн я), неоформ-

ленном.

Эт лок лиз ция - вне структур обществ - вполне согл -

суется и с собственно Системном мировосприятием.

Процитируем ещё р з упомин вшегося уже М дисон , р з уж он

с м взял н себя роль хипповского историогр ф и теорети-

к : "Хиппизм,- з являет он,- не ступ ет во вз имоотноше-

ния с конституцией, его неупр вляемые вл дения н чин ются

т м, где нет и в помине гр ниц госуд рственных. Эти вл де-

ния повсюду, где горит огонь творящей нез висимости". Все

без исключения пиплы н ст ив ют н своей неприн длежности

к обществу или, ин че, нез висимости: это черт Системного

с мосозн ния.

В.Тэрнер, говоря об общин х з п дных хиппи, отнес их к

"лимин льным сообществ м", то есть возник ющим и существу-

ющим в промежуточных обл стях соци льных структур (от л т.

limen - порог). Здесь собир ются "лимин льные" личности,

лиц с неопределенным ст тусом, н ходяшиеся в процессе пе-

реход или вып вшие из обществ .

Откуд же и почему появляются "вып вшие" люди? Здесь дв

н пр вления. Первое: в этом вып вшем, неопределенном,

"подвешенном" состоянии человек ок зыв ется в период пере-

ход с позиции одной н позицию другой соци льной структу-

ры.Потом он, к к пр вило, н ходит своё постоянное место,

обрет ет постоянный ст тус, входит в социум - и покид ет

сферу контркультуры. Т кие р ссуждения з ложены в основе

концепций В.Тэрнер , Т.П рсонс , Л.Фойер . По П рсонсу,

н пример, причин протест молодежи и её противостояния

миру взрослых - "нетерпение" з нять мест отцов в социвль-

ной структуре. А они некоторое время ещё ост ются з няты.

Но дело конч ется встр ив нием нового поколения в ту же

структуру и, следов тельно, её воспроизводством.

Второе н пр вление объясняет появление вып вших людей

сдвиг ми в с мом обществе. У М.Мид это выглядит т к: моло-

дежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её

готовили в процессе соци лиз ции. Опыт ст рших не годится.

Молодых готовили к з нятию одних позиций в соци льной

структуре, структур уже друг я, тех позиций в ней нет.

Новое поколение ступ ет в пустоту. Не они выподят из соци-

льной структуры(к к у П рсонс или Тэрнер ), с м

структур ускольз ет из-под их ног. Здесь и н чин ется

бурный рост молодежных сообществ, отт лкив ющих от себя

мир взрослых, их ненужный опыт. И результ т пребыв ния в

лоне контркультуры здесь уже другой: не встр ив ние в

прежнюю структуру, строительство новой. В ценностной

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»