Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Скачать реферат


определенной должности, в определен-ном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив своей службы.

Существуют различные основания для классификации целей воинской дея-тельности: по времени (близкие и далекие), по значению (существенные и несу-щественные, личные и общественные), по предметной области и т.д. Кроме того, целеполагание специфично на различных стадиях профессионализма:

• На стадии выбора профессии (поступление в то или иное военное учебное заведения);

• На этапе профессионального обучения (окончить вуз с дипломом с отли-чием, либо довольствоваться удовлетворительными оценками);

• На стадии практического овладения профессией (стремление стать масте-ром своего дела, либо халатное выполнение своих обязанностей);

• На этапе расцвета профессиональной деятельности (получить, например, звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно ожидать увольнения в за-пас);

• В момент ухода из профессии (самореализоваться в новых формах дея-тельности, либо довольствоваться пенсионным обеспечением);

Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он пре¬следует своими действиями, мотивов, в соответствии с ко¬торыми он действует, выража-ет его направленность.

Если знать направленность человека, то можно точно предвидеть отдельные его поступки и жизненную линию в целом. В условиях школы в процессе пат-риотического воспитания важно формировать у будущих воинов военно-профессиональную направленность, что обеспечит в дальнейшем их самоот-верженное поведение в процессе прохождения службы.

Чтобы понять направленность воспитуемого, надо разо¬браться в системе целей, которые он перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не слу-чайно. Выбор и постановка целей — процесс, закономерно обусловленный. И эту закономерность важно учитывать. Если у во¬ина преобладают общественно значимые мотивы, то и це¬ли у него будут серьезные, содержательные. Служба у та¬кого человека будет протекать успешно. Молодой человек не всегда говорит о том, каких целей он хочет добиться в жизни. Но педагог может узнать о них, ес-ли раскроет свойственную учащемуся систему мо¬тивов. А это можно сделать, наблюдая за проявлением и удовлетворением его потребностей. Так через по-требности и мотивы раскрывается система личных целей, т. е. направ¬ленность молодого человека. Зная его направленность, можно предвидеть его поступки и поведение в различных ситуациях, а значит, и грамотно им руководить, и пра-виль¬но его воспитывать.

Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности за-нимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных устрем-лений человека и всегда соответствует главным его наклонностям. Наличие идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности. Идеал - очень сильный побудитель к действиям. Обычно героические поступки соверша¬ют воины, следующие возвышенным идеалам.

Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспита-тельной работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет убеждают, что духовность армии и флота не может сущест¬вовать вне соци-ально значимых идей, верований, цен¬ностей, традиций, которые долж¬ны всяче-ски оберегаться и культи¬вироваться общественными ин¬ститутами.

Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует обще¬ство и Вооруженные Си-лы, созда¬ет предпосылки их целостности. Такая идея необязательно должна но-сить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа под сугубо секулярными идеями (национального освобожде-ния, модернизации общества и т. д.).

Но в любом варианте идея, спла¬чивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общест¬венном сознании. В данном случае под «идеей» подра-зумевается историческое существование и историческое сознание народа, а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весь¬ма значительным в военном деле. Без идейного обоснования не¬возможны не только победы на войне, но и само воинское воспи¬тание, предшествующее этим по¬бедам. Одна из главных причин успеха преобразовательной дея¬тельности и во-енных побед Петра I заключалась в том, что в нищей, голодной стране, не вы-плачивав¬шей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее бездоро¬жьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею. Идею модер-низации Рос¬сии, которая была положена в ос¬нову воспитания военнослужа¬щих.

Основополагающая идея не мо¬жет не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный уклад, отража¬ющий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, вклю-чающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верова¬ний, способов извест-ный соци¬альный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само поня-тие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связы¬вается им с обра-зованием «нацио¬нальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положитель-ного опыта в идейном воспитании военнослужащих, ко¬торый накоплен в арми-ях других государств. Но делать это необхо¬димо творчески, критически, ибо всякие необдуманные попытки использования готовых загранич¬ных идей при-водят к копирова¬нию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании во¬еннослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне при¬нудительным. Так называемый «казенный» патрио-тизм далеко не всегда пробуждает и воспиты¬вает в душе чувство Родины. За¬дача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навя¬зать настоящий пат-риотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убеди¬тельно показы-вать военнослужа¬щим истинные достоинства Ро¬дины, которые заслуживают любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально пока-зать их естествен¬ные истоки в историческом разви¬тии народов. Необходимо рас¬крыть их государственное значе¬ние и их священность для каждо¬го гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта традиция была возрождена в го¬ды Великой Отечественной вой¬ны, когда вся страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года в списки части на-вечно был за¬числен Александр Матросов, за¬крывший грудью амбразуру. И вновь над строем гордо и вели¬чественно раздавались слова, наиболее ярко вы-ражавшие наи¬высшие проявления самопо¬жертвования: «Пал смертью хра¬брых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива и поныне. При-казом ми¬нистра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен навеч¬но в списки 1-й роты Новоси¬бирского военного института лейтенант Роман Сидоров, спас¬ший ценой своей жизни подчи¬ненных. Вечным, священным огнем будет го-реть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рож¬дает патриотическое единение, которое явля-ется разновиднос¬тью духовной консолидации. Она весьма важна с точки зре¬ния военного могущества госу¬дарства. Опираясь на историче¬ский опыт военного строитель¬ства в России, С. Л. Франк от¬мечал, что «никакая самая суро¬вая дис-циплина не могла бы со¬здать армию и заставить ее сра¬жаться, если бы солдаты не бы¬ли спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали ин¬туитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми ис¬торическими испытаниями, пре¬одолеет все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершен¬ство, на существовавшие и суще¬ствующие в нашем обществе по¬роки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить на-стоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на недо¬статках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на неудачах его хо-зяйственной де¬ятельности.

Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю на¬до всегда помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разруши¬тельная. Так критикуют недру¬ги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствую¬щая преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия пережи¬вает нелегкие времена, нельзя быть сторонним, злорадствую¬щим наблюдателем, упрекаю¬щим всех за то, что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

К числу важнейших идей, со¬ставляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства. Исторические факты свиде¬тельствуют, что внешнее разло¬жение государства и вооружен¬ных сил — это плод уже состо¬явшегося внутреннего разложе¬ния. Гражданин, который несет свою государст-венную принад¬лежность против своей воли и без своего внутреннего согла¬сия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически опасное явле¬ние. Незавидна судьба тех госу¬дарств и их институтов, в рам¬ках которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэто¬му ведущие совре-менные дер¬жавы имеют в рядах своих Во¬оруженных Сил мощные струк¬туры, занимающиеся государст¬венной пропагандой. Непонят¬но, почему создание по-добной структуры в рядах Вооружен¬ных Сил РФ вызывает такую тревогу у не-которых россий¬ских политиков и журналистов? Армия — это институт государ¬ства, и поэтому она не может быть вне государственной по¬литики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее политический кон¬троль над вооруженными сила¬ми обречено на крах. Исходя из этого, воспитанию го-судар¬ственности необходимо уделять внимание командиров всех уровней. Вме-сто

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»