Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 



Скачать реферат


Вме-сто политичес¬кой учебы, отражавшей партий¬ные интересы, создана строй¬ная система общественно-госу¬дарственной подготовки, кото¬рая сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Ос-новное предназначение ее - это разъяснение в войсках государственной полити-ки. В течение последних двух лет при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской Федерации удалось издать массовыми тиражами учебные пособия по общест¬венно-государственной подго¬товке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и прапорщиков «Во имя Рос-сии». В них в доступ¬ной неидеологизированной форме отлажены основные этапы становления российской государственности и вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находи-лись на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде все-го, о том, что не разумно отвергать идею государства, отказываться от выполне-ния своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и на-стоящей государственности и в политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государ-ственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчис-лимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек дол-жен соизмерять свои интересы с интересами государства.

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занима-ют ценности, ценностные ориентации.

В решении кардинальных задач строительства современной россий¬ской ар-мии все больше повышается роль ценностной ориентации и отно¬сящихся к ней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного разви-тия явления и процессы или их свойства и сто¬роны, функционирующие в систе-ме исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с про¬явлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и за¬щитника Отечества.[36,120]

Военнослужащий российской армии как личность располагает ха¬рактерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающей¬ся от содержа-ния духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:

 духовные ценности общечеловеческого характера;

 духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

 духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;

 духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобрази-ем отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми пред¬ставлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослу-жащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных усло-виях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужа-щих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия "духовные ценности военнослужащих" составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым от¬ражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание значи¬мых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на формирование духовного облика воина российской ар¬мии. Методологическими основаниями рассмотрения могут быть требования:

• содержание духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в соот-ветствии с единым основанием классификации;

• содержание духовных ценностей воинов целесообразно рассматри¬вать в со-отнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе вы-делять наиболее значимые элементы этих ценностей;

• содержание духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве со-временного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формиру-ются и реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих ус-ловно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - граждан-ственность, гуманизм, обществен¬ный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на словах, а на деле. Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство военнослу-жащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отноше¬ние к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти поня¬тия не тождественны. Понятие воинской чести теснее чем понятие достоин¬ства связано с особым общественным положением человека - вооружен-но¬го защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуваже¬ния, ра-венства людей в моральном отношении. Чувство достоинства не¬совместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности высту¬пают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и госу-дарства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современ-ном понимании воинская честь включает следую¬щие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержа¬ния своего воинского долга, необ-ходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллекти-вом действительных за¬слуг воина, что находит выражение в одобрении, поощ-рениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов по-стоянной го¬товности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство гражданственности внутренняя привер¬женность конструктивным традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность лично-сти. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чес-ти рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой со-вести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от вои¬на честности, развитой общей и нравственной культуры, добросо-вестности, исполни¬тельности, усердия в ратном труде. Принимая военную при-сягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские ус-тавы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способст¬вовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Воору-женных Сил, своей части и воинского звания.

Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов проте¬кает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным про-тиворечием исследуемого процесса является несоответствие между содержани-ем сложившейся ранее системы духовных ценностей и не¬обходимостью их об-новления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования духовных ценностей военно¬служащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых, на определен-ном этапе форми¬рования духовных ценностей воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Проблема смысла жизни человека в той или иной форме, с раз¬личной степе-нью остроты и проблематичности встает перед каждым индивидом. Он может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы будней, решая част-ные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы созна-ния невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом является неотъ-емлемым свойством лич¬ности.

2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности военнослужащих в современных условиях.

2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности.

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотива-ционной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее состоя-ния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»