Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


сози-да¬ние нового общественно-политического строя в том или ином обществе.

Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее ре-зультатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отно-шение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой сторо¬ны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобо¬ждения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на соз¬нание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется по-средством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулиро¬вание конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предна¬значение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизне¬деятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач го¬сударства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована пуб-личная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности во-еннослу¬жащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политиче-ской зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащен¬ной силой, содейст-вующей преодолению трудностей; культурой и образованно¬стью военных спе-циалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходи-мыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих пе¬ред армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциаль-ными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и оп¬ределяют харак-тер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезна¬чимой она стано-вится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общест-ва, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание фило-софии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и со¬держание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также спо¬собствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направ-ленности.

Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное пси¬хологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых ус¬ловиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специа-листов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессио-нальных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором само¬сохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослу-жащего в ратном труде.

Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий яв-ляются:

- принятие на себя ответственности за самоличное решение;

- высочайшая организованность;

- личное мужество;

- самокритичность;

- социологизированность мотивов поступков.

Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совер-шить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в про-фессиональность поступков.

Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к са-мовыражению находит в мотивационной сфере профес¬сионализма.

Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, так как лично-стное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл . существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не толь¬ко свои профес-сиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связан¬ные с самовыраже-нием, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными при-тязаниями.

Психологами разработана целостная система представления мотиваци¬онной сферы профессиональной деятельности. Так, по мнению специалистов (А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает та-кие структурные элементы, как:

- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опи¬рающееся на знание о ее предназначении;

- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - вырабо¬танные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики:

- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, оп¬ределяющие направленность активности человека в профессиональном пове¬дении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессио¬нальной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата опре¬деленного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам че¬ловек, зная свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих воз¬можных успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]

Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в слож¬ном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профес¬сиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориента-циях.

Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предпо¬лагает в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребно¬сти в добро-вольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизне¬любие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужа¬щего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.

Наряду с содержательными характеристиками профессиональные моти¬вы обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать сле-дующие свойства:

- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

- интенсивность как сила выраженности побуждений;

- длительность как распространяемость на большие промежутки време¬ни;

- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к дру¬гому;

- широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон труда;

- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модально¬сти.

Представления о мотивационной основе профессионального развития позво¬ляют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, под¬линными ли ценностями и смыслами он руководствуется.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее зна-чимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в определенную профессиональную общность и определен¬ные профессиональные ожидания.

На стадии профессионального обучения начинается адаптация как при¬способление личности к профессии, происходит уточнение своих профессио¬нальных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии. намечается принятие роли профессионала.

На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются моти¬вы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, по-является первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, услож-няется их иерархия.

На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мо¬тивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усили-вается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенден-ции, ориентирующей человека на созидание.

На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализа¬ции личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная моти¬вация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным инте¬ресам молодежи, регресс.

Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и профессионального обще¬ния, а также рассогласования между отдельными сторонами

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»