Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


сторонами в самой мотива¬ционной сфере.

Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «свер-ху вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов моти-вов) и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной дея-тельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практиче¬ски осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане стано-вится понятной та роль профессионального сообщества и профессио¬нального общения, которую они могут сыграть в становлении и развитии про¬фессиональной мотивации специалиста.

Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной деятельности остановимся на уточнении ее сущности.

Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии тер-мин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вы-зывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысло-жизненная ориентация.

Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевио-ристы обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизи-ровать поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывает-ся заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих не-прямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о независи-мости мотивов человека от элементарных биологических потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жиз-ненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]

В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только опреде-ляют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и со-ответствующих способов. Представление о предметной и социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависи-мость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписываю-щим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям. Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей воспитательной работе с подчи-ненными командирам всех уровней.

Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных дей-ствий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анали-за и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными действия-ми. Хотя такое одно¬значное сопоставление и неверно, оно тем не менее отража-ет большую общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потреб-ностью, а цель — с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы как субъективно предви¬димые обоб-щенные полезные результаты, а цели — как субъектив¬но предвидимые конкрет-ные полезные результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит пси-хологическим традициям и вносит кое-что новое.

Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в пси-хологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и це-ли при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду вообще, что, оче¬видно, некорректно.

Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное по-буждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий, на-правленную на удовлетворение этой потреб¬ности, и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.

Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных по-требностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь автори-тет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда и нетру-довой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую) мотива-цию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели и ре-зультаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять план, зарабатывать и т. д.). Профес¬сиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной професси¬ональной области и формирующаяся по мере приобретения лич¬ного профессио-нального опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к пред-метам и функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их про-фессиональной спецификой полностью и определяется. Профессиональный мо-тив обосновывает профессиональные действия, которые направлены на удовле-творение какой-либо из социальных потребностей в дан¬ной деятельности или из собственных потребностей этой деятель¬ности, усвоенных профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.

Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретиза¬ции трудовых мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может конкретизиро-ваться в нескольких профессиональных мотивах. Например, трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких направлени-ях: перевы¬полнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего – продвинуться по слу-жебной лестнице – может быть реализован также в различных формах, как по-ложительных, так и отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональ-ных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще говоря, каждый трудо¬вой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.

В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти це-ли отражают профес¬сиональную специфику конкретных полезных результатов деятель¬ности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профес¬сиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональ¬ными спосо-бами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.

Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребно-сти и результаты, функции, мотивы и цели кон¬кретизируются до профессио-нальных, выражающих и отража¬ющих технологическую специфику и содержа-ние деятельностей.

Учитывая нарастающую множественность этих реалий (ре¬зультатов больше, чем функций и потребностей, целей — чем мо¬тивов), целесообразно, примени-тельно к любой деятельности, вы¬делять ведущий мотив (или подмножество та-ких мотивов), кото¬рый можно конструктивно представить в виде образно-понятий¬ной модели реализации основной функции деятельности. Но это не зна-чит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно ограничи-ваться ведущими мотивами.

Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предви¬димых резуль-татов на обобщенные и конкретные следует возмож¬ность по-новому представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов во внутрен-нем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что обще¬ственные потребности, функции и результаты относятся к внеш¬нему плану дея-тельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему. При этом личные потребности суть отраже¬ния потребностей социальных, а социаль-ные — выражение личных потребностей. Функции и результаты непосредствен-но выражают общественные потребности и, в свою очередь, выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через посред¬ство целей, моти-вов и личных потребностей формируют обществен¬ные потребности в деятельно-сти и собственные ее потребности. Общественные потребности конкретизиру-ются в функциях и ре¬зультатах деятельности, а личные — в мотивах и целях.

От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправды-вающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с действитель-ными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их. Данное обстоя-тельство важно учитывать военным руководителям при анализе поведения лич-ного состава.

Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает своих потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими импуль-сами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного, подчер-кивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в агрес-сивных, разрушительных действиях. Для человека

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»