Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


человека, испытывающего состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действий. Вспоми-наются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к этим грустным бе-регам мены влечет неведомая сила”.

Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для работы командиров: способствовать переходу положительных влечений подчиненных в серьезный мотив их поведения.

В такой форме мотивы чаще всего выступают у молодых людей, которые еще недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая су-щество своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме. Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими, считая, что в этом его товарищи увидят проявление самостоятельности. Поэтому такую форму мотивации целесообразно ограничивать.

Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве сильного побудителя к действию, говорят о желаниях. Это недостаточно силь-ный мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых чело-век недостаточно убежден.

Выделяют и такую форму мотивов, как хотение. В отличии от желаний хо-тение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе воспита-ния необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.

Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они связаны с материальными потребностями человека.

Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит ве-дущий мотив (от него зависит направленность личности).

Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях кон-фликта мотивов, когда человек находится в ситуации выбора.

В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель, ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом (ме-ханизм сдвига мотива на цель).

Весьма своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности военно-служащих в условиях военного времени.

Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива - желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального требова-ния, ставшего потребностью и т.д. В психологических исследованиях выделяют несколько групп мотивов.

К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности офицера, политическими и эстетическими потребностями и идеалами, общим отношением к своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе отно-сятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью, динамич-ностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие под прямым требованием старших начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же, общие со-циальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в конкретной ситуации потребностей.

Основные из них:

- следовать нравственному примеру героев, их подвигам и поступкам;

- вести борьбу с врагом до полного уничтожения;

- отомстить за смерть, горе и страдание людей, родных, близких, боевых товарищей;

- добросовестно выполнять все приказы и распоряжения командиров и на-чальников;

- самосохранение жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и ко-мандиров;

- разгром врага, возвращение к мирной жизни, создании семьи, любить, трудится, растить и воспитывать детей;

- получение морального одобрения своих поступков и действий со сторо-ны командиров и товарищей по подразделению;

- осознание себя как человека, выполняющего особую социально значи-мую деятельность, которая отличает его и товарищей по оружию от ос-тальных членов социума;

- одобрение поступков и выделение личных заслуг перед Родиной;

- следование традициям подразделения, части, вида войск,

- восстановление боевых традиций Русского офицерского корпуса,

- возвращение к вере и национальное возрождение;

- не допускать поступков, действий, которые будут осуждены коллектив-ным мнением, уставами и законами;

- самоутверждение среди сослуживцев своими боевыми делами;

- потребность в боевом соперничестве с противником.

Как правило, боевой деятельности офицера присуще не одна потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.

В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства его личности, его мировоззрение, отношение к поставленной задаче, команди-ру, коллективу, к боевой обстановке и войне в целом.

Цели и мотивы побуждают воина проявлять боевую активность, придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие мотивы, которые оп-ределяются конкретной боевой обстановкой, содержанием выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:

- мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );

- коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной зависи-мости и ответственности между членами коллектива расчета, смены, экипажа, подразделения, части;

- мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.).

Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у офицеров такова, что безусловное лидерство занимает мотивы "ответственного должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.

Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточне¬ния понятия «мо-тив», позволяют сформулировать вывод, важ¬ный для решения основной про-блемы исследования: уникаль¬ность и неповторимость личности определяется не ассортимен¬том потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинако-вого для всех людей набора базовых потребностей.

1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и содержание.

Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная сис-тема взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчине-нии. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: по-требности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры. Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты. Преступим к их более подробной характеристике.

Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для под-держания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общест-ва в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть потребность – это нужда человека в чем-то, приводящая его к активности.

Субъектами потребностей, очевидно, могут быть общество в целом, соци-альная группа, от¬дельный человек — индивидуум. Соответственно потребности под¬разделяются на общественные (социальные) и индивидуальные (личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная взаимо-связь. В личных потребностях отражается познанная и принятая индивидуумом часть общественных потреб¬ностей, а эти последние представляют собой интег-рированное выражение части личных потребностей общества, социальной груп-пы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в потребности ин-дивидуума, тем сильнее они находят свое выра¬жение в его деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее личные потребности чле-нов социальной общности трансформируются в потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека». Разно-видностями социальных потребностей являются, во-пер¬вых, потребности в дея-тельностях, а во-вторых, собственные по¬требности деятельностей, причем пер-вые порождаются вторыми, а также иными социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных потреб¬ностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами, социальные потребности в деятельно-стях обуслов¬ливают личную направленность индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а после овладения — профессио-нальную мотивацию этого индивидуума как личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и соб¬ственные потребности деятельности, отража-ясь в знаниях, умениях и навыках профессионала, профессионального коллекти-ва определяют тем самым эффективность и качество деятельностей [47, 100].

Потребности бывают различные, и специалисты дают различные их клас-сификации. Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и соци-альных потребностей. Но витальность и социальность настолько переплетены, что их трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании в той или иной потребности природной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»