Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Скачать реферат


природной или социальной стороны. С известной степенью условности целесообразно разделить их на биологические, биосоциальные, со-циобиологические, социальные.

Биологические потребности – продолжить жизнь и род – присущи всему живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения. Ко-нечно, эта потребность у человека социализирована и юридически закрепляется в Конституции демократических государств как право на жизнь. Реализация этой потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно сказать, что они призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.

Биосоциальные потребности – те, в основе которых лежат биологические потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище, жилище и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных потребностей, особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о боевой обстановке.

К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и сохра-няют биологическую основу, но главное в них – социальное. К таковым можно отнести потребность в любви, познании, общении, активной и конструктивной деятельности, благодаря реализациям которых человек и стал разумным сущест-вом. Для военных кадров данные потребности имеют особую значимость.

Социальные потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном, так и духовном. Личность воина оценивается через призму таких качеств как честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

Эти базовые потребности можно разделить на две группы: материальные и духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жи-лье, одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетво¬рить, то человек не сможет существовать физически. Не¬полное или нерегулярное удовлетворение этих по-требнос¬тей сказывается на настроении людей, на их работоспо¬собности. Поэто-му, например, офицер должен заботиться, чтобы его подчиненные были сытно накормлены, своевре¬менно отдыхали, имели исправное обмундирование и т.д. Это обязанность военных руководителей всех уровней и ее нужно неукосни-тельно выполнять, какой бы сложной не была ситуация с финансированием ар-мии. Но здесь и задача государства - обеспечить свою военную организацию всем необходимым. При этом воинов следует приучать и к тому, что в боевой обстановке не будет возможности полного удовлетворения всех материальных потребностей. Психологически подго¬товленный к этому боец сможет более стойко перенести ТРУДНОСТИ, сопряженные с усталостью, ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и т.д.

Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося связа-но и с удовлетворением его духовных потребностей. Духовные потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и поддерж-ке, культурные потребности. Если они систематически не удовлетворяются, то че¬ловек физически продолжает существовать, но теряет свой человеческий об-лик. Разумеется, что в поведении людей обычно сочетаются различные духов-ные и материальные потребности с преобладанием какой-то определенной.

Кроме того, выделяются следующие разновидности потребностей.

Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с этим на любой стадии развития общества массовидным является проти-воречие между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит эта проблема перед воинскими коллективами, перед каждым воен-нослужащим. Необходимо стремиться к гармоничному сочетанию личных и со-циальных нужд, доминированию, при определенных условиях, общественной составляющей.

Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и общества в нормальных условиях существования и развития. Более того, можно сказать, что сами нездоровые потребности, как правило, порожда-ются не нормальными условиями существования. Наглядной иллюстрацией это-го являются такие социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные проблемы распространены и в армейской среде и требуют пристального внима-ния командиров всех уровней.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в оп¬ределенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потреб¬ностей составляет ос-новную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смот-ря на значительное разнообразие ин¬дивидуальных потребностей личности, мож-но вычленить основную схему личностных потребностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведе-ния одновременно взаимодействует со всеми уровнями, проис¬ходит так назы-ваемая «сквозная регуляция», связанная с взаимодействи¬ем этих уровней. Де-привация одной из потребностей приводит к дефор¬мации личностного поведе-ния в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безо-пасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализа¬ции; затруднение в удовлетворении физиологиче-ских потребностей ве¬дет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием лич¬ности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психо-логической зрелости. Но будучи сформированны¬ми, высшие уровни потребно-сти, особенно потребности в самореали¬зации, самоусовершенствовании, начи-нают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев - к асо¬циальным способам их реализации.

У социализированной личности существует потребность в самооцен¬ке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое зна-чение для его адаптации к окружающей среде.

Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе моти-вации воинской деятельности, предлагают следующую классификацию (осно-ванную на иерархической модели потребностей А. Маслоу):

• физиологические потребности,

• потребности безопасности и защиты,

• потребности принадлежности, любви;

• потребности самоуважения;

• потребности самоактуализации, личного совершенствования.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физиче¬ской ак-тивности, сне, защите от экстремальных температур и в стимуляции ор¬ганов чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворе¬ние дает возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удов¬летворены на определенном, специфичном для человека уровне. Недаром го¬лодный чело-век в конце концов теряет интерес к самой жизни, становится без¬различным к собственно человеческому удовлетворению других видов потреб¬ностей.

Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физио¬логических потребностей актуальными становятся потребности безопасности и защиты. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения го-сударством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внут-ренних дел и т.д.

Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов вы¬живания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в от¬носительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к соз-данию определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных по¬требностей воинов создаются путем реализации их прав и обязанностей, изло¬женных в общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и есть внешнее проявление личной безопасности.

Уникальность армии состоит в том, что функция защиты своего народа, ми-ра на земле призвана стоять выше, чем функция личной безопасности. На это способна только зрелая личность, которая реализует себя в служении сво¬ему на-роду.

Потребности принадлежности и любви. Это потребности в семье, дружбе, любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночест¬ва (доста-точно вспомнить курсанту период адаптации к армии). Каждый чело¬век хочет жить в атмосфере любви и заботы. Зрелая любовь подразумевает здоровье, неж-ные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уваже-нии, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляются пус¬тота и враждеб-ность

Принадлежность к воинскому коллективу подразделения, включенность в дружеские отношения, готовность оказать взаимопомощь - предпосылка пси¬хического здоровья военнослужащего в условиях экстремального характера во-инской службы.

Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоува¬жения - собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Само¬уважение обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, не¬зависимостью и свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный успешно выполнять задачи воинской службы.

Уважение другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оцен-ку и приятие. Для военнослужащего значимо признание другими - коман¬дирами, друзьями, семьей - того, что он делает. Хорошо, если его воинский труд признан престижным, дающим высокий статус и у военного человека есть своя репута-ция как высокая оценка его личности. Основой для формиро¬вания самоуважения и уважения другими является высокий престиж воинской службы в обществе.

Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уве¬ренности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»