Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Скачать реферат


полезны и необходимы. Это тем более важно для командира, принимающего ответственные решения. Недостаточная удовлетворенность приводит к чувству неполноценности, бес¬смысленности, слабости, пассивности и зависимости, чувству пустоты и бес¬помощности при столкновений с жизненными ситуациями, трудностями, тре¬бованиями воинской службы.

Здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении други¬ми тебя как личности и военного-профессионала. Рискованно строить удовле¬творение потребности в уважении на лести (что очень просто в условиях еди¬ноначалия в армии), а не на собственных способностях и достижениях, дейст¬вительной значимости. Эти последние факторы зависят от нас, а значит, нами контролируются.

Потребность в самоактуализации есть желание человека стать тем, кем он может стать. Это предполагает полное использование своего таланта, способно-стей, личности.

Люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Это естест-венно. Однако не все этого достигают. Причина в том, что многие не знают сво-его потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих способностей. Иногда военный человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть мужест-венным, стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие, доброту, нежность.

Поэтому можно сказать, что человек - это в какой-то степени "желающее существо", жизнь его полимотивирована, побуждается многими мотивами (по-требностями). В силу этого он постоянно находится в ситуации выбора и удов-летворения "самой главной" потребности в создавшейся ситуации. Однако по мере ее удовлетворения это место занимает "другая главная" и т.д. Желания его бесконечны, так как он редко достигает полного, завершенного удовлетво¬рения.

Рассмотренные потребности человека врожденны и впоследствии "социали-зированы", организованы в системы. В разных жизненных ситуациях в системах потребностей образуется своя система доминирования, иерархии. Развитие лич-ности есть преобразование потребностей от физиологических до самоактуализа-ции. Такое движение вверх по иерархии потребностей создает индивидуаль-ность. Чем выше человек находится на лестнице потребностей, тем свободней он в созидании своей судьбы.

Чем, богаче потребности военного человека, тем больше выбор вариантов поведения. Поэтому он стремится к личностному росту, к вершине иерархии по-требностей. Свобода и мотивация взаимодействуют друг с другом. Стремле¬ние к профессионализму, свободе военно-профессионального творчества свя¬зано со стремлением к развитию у военнослужащего потребностей в принад¬лежности к армии, воинскому коллективу, в товарищеских взаимоотношениях, в самоува-жении и признании его товарищами по службе, в самоактивизации в военной службе.

Развитие - есть актуализация, развертывание потенциала быть личностью, воином. Психика "человека самореализующегося" - есть единство сознатель¬ного и бессознательного, при определяющей роли сознания. Личность пред¬ставляет собой совокупность рационального и иррационального. Но ирра¬циональные процессы не являются доминирующими. "Человек самореали¬зующийся" - это человек, рационально принимающий решения и стремящийся на основе этого актуализировать свой потенциал. Таким самоактуализирую¬щимся людям при-сущи следующие характеристики.

1. Правильное и беспристрастное восприятие мира, других людей. Они ви-дят действительность такой, какая она есть. Не позволяют страху повлиять на свою оценку. Без труда обнаруживают фальшь и нечестность в военно-профессиональных и личностных взаимоотношениях. Ожидания, тревоги, сте¬реотипы, ложный оптимизм и пессимизм не искажают их восприятия. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных решений, приветствуют со¬мнения, неопределенность, поиск.

2. Признание себя таким, каков есть. Самоактуализирующиеся люди не сверхкритичны к своим недостаткам, включая свою физиологическую приро¬ду. Воспринимают себя естественно. У них нет непреодолимых потребностей по-учать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости дру-гих и не бояться их силы.

3. Непосредственность, простота и естественность У таких людей нет ис-кусственности и желания произвести сверхэффект .

4. Центрированность на проблеме. Эти люди привержены какой-то за¬даче, долгу, призванию или любимой работе, полагая, что она нужная и важ¬ная. Они ориентированы на проблемы, которые выше их непосредственных по¬требностей и которые считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они, скорее, живут, чтобы работать, а не наоборот. Их в то же время интересуют вопросы философии, психологии и этики.

5. Независимость как потребность в уединении. Самоактуалнзкрующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и воз¬можности одиночества. Во взаимоотношениях могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. У них частая потребность общаться с самим собой. Они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несча¬стья и неудачи. Стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, явления действительности.

6. Автономность, опора на свой собственный потенциал и внутренние ис-точники роста и развития. Высокая система самоуправления и "свободы во¬ли".

7. Свежесть восприятия. Рассматриваемая категория людей обладает спо-собностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жиз¬ни, при этом ощущая новизну. Они редко жалуются на скуку, неинтересную жизнь. Каждый день жизни богат, это захватывающее и волнующее событие в жизни.

8. Вершинные переживания. Это сильные волнения, моменты высокого на-пряжения, а также расслабления, умиротворения, блаженства и толкования. Лю-ди чувствуют большую гармонию с миром, выходят за пределы своего "Я".

9. Общественный интерес, то есть стремление помочь другим улуч¬шить се-бя. Такие люди сострадают, симпатизируют и любят человечество.

10. Глубокие межличностные отношения. Круг друзей невелик, но очень дружествен, проявляется особая нежность к детям.

11. Демократический характер. Самоактуализирующийся человек уважает всех людей, независимо от ранга, статуса, с готовностью учится у дру¬гих, не проявляя стремления к превосходству.

12. Разграничение средств и умений. Такие люди придерживаются пра¬вовых и этических норм. Им часто нравится сам процесс, чем достижение це¬ли.

13. Философское доброжелательное чувство юмора, то есть юмора, вы¬смеивающего глупость человечества в целом.

14. Способность к творчеству как естественный способ выражения по¬требностей личности к живому восприятию всего нового.

15. Сопротивление насильственному окультуриванию.

Эти качества говорят не об ангельских чертах суперличностей, а о том, что потенциал человека велик, гораздо больше достигаемого нами в по¬вседневной жизни. Цели нашего служебного роста, как правило, имеют отда¬ленную связь со стремлением актуализировать наш потенциал и предполагают не столько увели-чение напряженности жизни, сколько расширение круга воз¬можностей. Дейст-вительный рост начинается только тогда, когда у человека реализуются новые потребности.

Представленные здесь, в довольно абстрактной форме, мотивы самоак¬туализации в реальных жизненных ситуациях приобретают свои конкретные и специфичные черты. Они легко могут замещать друг друга, если это диктует жизнь. Можно выделить самые широкие мотивы роста: целостность, совер¬шенство, простоту, красоту, доброту, уникальность, честь и т.д. Все указанные потребности важны в равной степени, у них нет иерархий.

В случае, если мотивы роста не получают своей реализации, возможно воз-никновение значимых отклонений в психике. Это:

- неверие, цинизм, скептицизм;

- ненависть, антипатии, отвращения, расчет только на себя и для себя;

- вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность;

- дезинтеграция;

- утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя посто¬янно меняющимся;

- безысходность, нежелание чего-либо добиваться;

-гнев, цинизм, неприятие законов, тотальный эгоизм;

-мрачность, угрюмость, депрессии, отсутствие интереса к жизни;

- перекладывание ответственности на других и др.

Каков же путь к совершенствованию военнослужащего в образе "человека самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа жизни.

В основе первого типа главным образом лежит стремление удовлетво¬рить существующий внутренний дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, интегрированный на снижение напряжения, поддержание равно¬весия с окружающей средой. Выражение "Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить" - девиз такого образа жизни. Эго жизнь чело¬века, реаги-рующего на стимулы - поощрения, наказания, чрезвычайные об¬стоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на каждодневные события. Это жизнь, характеризующаяся рутиной и однообразием, отказом от¬носиться к че-му-нибудь или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами не-сложными, но приятными. Такая жизнь сконцентрирована на под¬держании сво-его положения. Счастье - в ощущении безопасности и удовлетво¬рения. Факти-чески эти люди не переступают порога самоактуализации.

Второй тип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в полную силу все свои способности. Такой человек более собран, непосредст¬вен, открыт для переживаний. Его образ жизни включает в себя наиболее сча¬стливые и волнующие моменты человеческого существования, моменты вели¬чайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Это вершинные пере¬живания жизни, вызывающие благоговение и восторг. Самоактуализирующий¬ся человек стремится ощутить эти переживания, и они

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»