Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Скачать реферат


они часто бывают причиной важных пе-ремен в жизни.

Научная классификация потребностей позволяет отдифференцировать дан-ное понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое место мотивов в психо¬логии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность мо¬жет быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например, потребность в общении может быть удовлетворена через мотив поговорить по телефону, или в нетерпеливом желании пойти на свидание; или в намерении бы-стро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном же-лании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или рас¬крыть любимую книгу для продолжения воображаемой дис¬куссии с постоянным другом-оппонентом и т.д., до бесконеч¬ности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в само¬выражении (освоен новый танец и не терпится продемонст-ри¬ровать его друзьям), завтра — из потребности в общении (из¬вестно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать, не хочется, человек идет все равно — ради обще¬ния), послезавтра — повинуясь сексуальной потребно-сти, на следующий день на первый план может выйти эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т. д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потреб¬ность и мотив не од-но и то же. Потребности — явление субъ¬ект-объектное, они предопределены, заданы человеку соци¬альными отношениями, тогда как мотив — явление чисто субъективное, «мое» и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития уни-версального и единого комп¬лекса базовых потребностей, в котором одни для данного че¬ловека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от раз-ных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.

Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда как мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человече-ских предметов и необоз¬римо число благ и ценностей человеческой жизнедея-тельно¬сти. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, ка-ждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость личности оп-ределяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой желания и ак-тивностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возни¬кающей из этой оди-наковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для од¬ного она ограни-чена и обеднена примитивной мотивацией ог¬лохнуть от воя и грохота так назы-ваемой рок музыки, а у дру¬гого эстетическая деятельность мотивирована и жи-вописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей при¬роды и общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мо¬тив», потребова-лись еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или просто небрежного употребле¬ния понятий. В учебнике психологии для педин-ститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать ин¬тересную книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлетворе¬ние, но никак не сами потребности.

Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует тен-денция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обо-значения мо¬тивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии — драйв, им-пульс, эрг, трэйт, подкрепление, сти¬мул. Только для объяснения этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать поведе¬ние могут такие личностные свойства как самооценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.

Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия психологических явлений, при данном состоя¬нии науки не представляется воз-можным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень социализа¬ции потреб-ностей нижних «этажей» в сравнении с духовны¬ми потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все приведенные словеса — или все-го лишь оттенки смысла, или отражение места какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших порядков, почти одина¬ковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие «драйв». Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет понятно, что речь идет о мотива-ции, но вызван¬ной не какой-нибудь, а только одной из нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить, положим, о по¬требности смысла жизни, то слово драйв не подходит принципиально.

В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное по-буждение, т. е. «толкают» поведение без посред¬ника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариан¬тов реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь да-же определение почти совпадает: иде¬ал это представление (может быть недос-тижимого) будущего, побуждающее активность личности.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятель¬ность, в которой он находил бы смысл своего существования. От¬сюда вытекает потребность в тру¬де, в труде творческом, в котором раскрыва-лись бы основные спо¬собности человека. Отсутствие этой фундаментальной че-лове¬ческой потребности — основной показатель социальной деформа¬ции лич-ности.

Органические потребности человека возникают без специального их фор-мирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей зависят от ис-торически сложившегося уровня про¬изводства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос¬подствующих вкусов в данной социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удов¬летворенная по-требность сначала исчезает, но затем возникает с боль¬шей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократ¬ного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потреб¬ности являются основным стимулом как развития отдельной личнос¬ти, так и историче-ского прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и спо-собы действия). Чем разнообраз¬нее средства удовлетворения данной потребно-сти, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определен¬ных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенче-ских актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к опре¬деленному виду деятельности. При этом оживляются все необходи¬мые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого форми-руется целенаправленное действие.

Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой дея-тельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина соци-альных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными побужде-ниями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50,219].

Можно сказать и так: интерес – это форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое сознание. Из такого определения интереса следует, что в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес – фено-мен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес оказывается более непосредственной причиной человеческих действий – инди-видуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд, сле-дующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес – это про-сто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть потреб-ность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но начнется ли ак-тивность по овладению объектом, зависит не от интереса, а только от мо¬тива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к ка¬кому-нибудь певцу Леон-тию Разину, но побуждение к дей¬ствию (письмо написать, у подъезда дожидать-ся) при этом испытывают только отдельные, особо экзальтированные осо¬бы, ко-торых все нормальные люди воспринимают с оттенком недоумения, а то и хуже, отзываясь о них в сопровождении такого характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.

Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Это хоро¬шо, что язык допускает смысловые оттенки, уси-ливая выра¬зительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к живопи-си», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной деятель-ности, и это только уводит нас от понимания истинных причин поведения.

Дело в том, что именно в этом звене ''интерес''

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»