Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мотивация поведения военных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Скачать реферат


интерес'' обнаруживает неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы деятельно-сти. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную, так и от-рицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего'' вдалблива-ли в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует ''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).

Интерес— избирательное от¬ношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей направленностью личнос¬ти. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к опреде¬ленной социальной группе. Интересы человека определяются систе¬мой его потребностей, но связь интере-сов с потребностями не прямо¬линейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протека-ние психических процессов, активизирует их. В соответ¬ствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (ма¬териальные и духовные), по широ-те (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устой-чивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, на-пример, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному дока-зательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом яв¬ляется раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положи-тельными и отрицательными. Они не только стимулируют че¬ловека к деятель-ности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жиз-ни. Узость круга интересов, их обусловленность только материаль¬ными потреб-ностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в осно-ве преступного поведения. Характеристика лично¬сти включает в себя определе-ние круга интересов данного человека.

С интересами человека тесно связаны его желания. Желание — мотиваци-онное состояние, при котором потребности со¬отнесены с конкретным предме-том их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуа¬ции, но эта ситуация может быть создана, то направленность созна¬ния на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым пред-ставлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоцио¬нальное стремление к определенному объекту, потребность в котором до¬минирует над всеми остальными потребностями и придает соответ¬ствующую направленность всей деятельности человека. Состояние стра¬сти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсив¬ных действий регулируется волей. Она направ-лена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть по-ложитель¬ной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к стяжательст-ву, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение соци-ально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от¬дельным ви-дам трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие стра¬стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе¬нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это небес-ный огонь, оживляющий нравствен¬ный мир, страстям наука и искусство обяза-ны открытиями, а душа бла¬городством. Однако низменные страсти, связанные с гиперболизаци¬ей потребностей низшего уровня, ведут к личностной деформа-ции, к вов¬лечению в так называемый терочный круг (патологическая страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).

Таким образом, интересы — это преимущественная направленность чело-века на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоцио-нальным отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития способно-стей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к призыву же-лательно развивать интерес к службе, военной технике.

Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда добь-ется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной техни-ке, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для военно-служащих очень важно осознание и следование общегосударственным интере-сам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции нацио¬нальной безо-пасности РФ, - за¬ключаются в духовном обновле¬нии общества, сохранении его нравственных ценностей, утверж¬дении в обществе идеалов высо¬кой нравствен-ности, патриотизма и гуманизма, развитии многовеко¬вых духовных традиций Отечест¬ва». В решении этой задачи заин¬тересованы все здоровые силы об¬щества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных ис-тинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение задач стоящих перед подразделением.

Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное ''духовный'' звучит несколько иронически, ибо стимулом в Древнем Риме называлась заост-ренная палка, которой погоняют быков. И тем не менее, значение стимулирова-ния воинской деятельности трудно переоценить. Следует активно использовать многолетний опыт работы в данном направлении: чествовать передовиков, по-ощрять отличившихся в службе и т.д., используя различные формы и средства.

Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности челове-ка, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельно-сти и пути его реализации с помощью определенных средств.[57,731] То есть одним из важнейших компонентов мотивационной сферы воинской деятельно-сти является ее целеполагании. Известно, что под целью понимается предвос-хищение в мышление результата деятельности и пути его реализации с помо-щью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно, осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.

Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный ме-ханизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель, средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути целе-полагания воинской деятельности способствуют результаты общетеоретических исследований данного социального феномена. Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как субъекта действия. Придавая по-следней активный и направленный характер, цель как бы ''освящает'' и указыва-ет ей путь, и ставит их фактором успешного преобразования человеком действи-тельности. Могущество разума есть своего рода идеальное выражение творче-ского могущества реальной предметно - преобразующей деятельности субъекта.

Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет со-бой решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами – результат, которого организм стремится достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача дей-ствия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель по-требного будущего. Целеполагание, следовательно, возникает из жизненной по-требности субъекта (живого существа). Такое забегание вперед, опережение со-бытий, '' предустановка '' и составляет сущность целеполагания (рефлексы иде-ального).

И.П. Павлов рассматривал рефлекс цели в качестве основной формы жиз-ненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему пред-метами. На пути достижения цели субъект преодолевает все трудности и пре-пятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к са-моубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее качество огромного жизненно-го значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими рефлексами, образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и последовательность, опреде-ленный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности является ее существен-ными чертами.

Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс развития социальных субъектов. Целесообразность – наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает полно-стью содержание последней. В качестве особого явления, рефлексия не тождест-венна целесообразным своим направлением. Не все акты рефлексии носят не-пременно осмысленный, осознаваемый характер и направлены на реализацию данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному время провождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий временной интервал, какие поступки совершит и какой уровень активности об-наружит. Такими чертами отличается поведение, например, таких офицеров, ко-торые ''засиделись'' длительное время на определенной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»