Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Мышление

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Мышление

Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в

результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако

внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем

сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть восп-

ринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в ок-

но, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения

планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е.

отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопос-

тавляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда

не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определен-

ные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свой-

ствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений

между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отра-

жает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно

лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта

связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе чело-

век решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить пу-

тем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место

происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события.

Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между

ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный

ход событий. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем по-

нимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что про-

исходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно

лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек

правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные

обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвя-

зей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, за-

кономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в

конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее це-

ли, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобра-

зование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благода-

ря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение та-

ких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной

группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновид-

ности определенного класса явлений - такова сущность человеческого

мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда оста-

ется неразрывно связанным с чувственным отражением действительности.

Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их

истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет ма-

териальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека яв-

ляется скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скры-

той, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями орга-

нов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне

коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокра-

щенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мысли-

тельных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и не-

редко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше ана-

лизировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки,

условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных

признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством

передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исто-

рический опыт всего человечества становится достоянием отдельного ин-

дивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных

условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на об-

щественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосред-

ственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил,

действуя практически. Но постепенно из практических действий выделя-

лись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подго-

тавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического

развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логичес-

ким правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти пра-

вила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиомати-

ческий характер.

Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея-

тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле-

ния, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления,

мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направ-

ленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия

связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле-

мы.

Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направ-

ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отно-

шений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на сис-

теме операций.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстраги-

рование, классификация и конкретизация.

Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и

синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том

числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий - определенные познавательные резуль-

таты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня-

тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу-

чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного

содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие

законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся

из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности

творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,

к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде-

ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического мышления является действие, а

коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а

коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно -

понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ-

ных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ-

ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре-

шения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный

характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь-

ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим

и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к

выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз-

личаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно-

действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-тео-

ретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин-

дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,

последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше-

нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»