Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Наука о практике

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Праксиология, как учебная дисциплина

Праксиология – это наука о практике.

П р а к с и о л о г и я – это теория преобразования природы общества и человека на основе известных законов и с помощью разных технологий.

Праксиология изучает исторические виды практики. Это наука воплощает межпредметный подход, используя отдельные методы философии, социологии, менеджмента и социальной психологии.

Праксиология как наука, нужна потому что:

1) Формирует представления о профессиональной деятельности.

2) Готовит молодёжь к самостоятельной жизни и адаптации к современным социально – экономическим условиям.

3) Даёт представления о многообразии мира.

Главная задача праксиологии – формировать «практический» ум и жизненный опыт.

Задача праксиологии.

1) Умение строить и корректировать свои жизненные планы.

2) Уметь называть сильные и слабые стороны своей личности.

3) Уметь ориентироваться в сложных ситуациях.

4) Подготовить молодёжь к профессиональной деятельности.

Современный человек живущий в условиях риска и не определенности, стрессов и ЧС, должен понимать, что многое зависит от него самого.

В организации человеческого опыта, стал распространяться принцип специализации. Практическое разделение труда, заключалась в том, что человеческая деятельность, делилась на отрасли, каждая из которых, развивает свои методы и опыт.

Во всех отраслях, труд становился производительнее, а опыт расширялся с большой скоростью. Специализация создала технические, математические, естественные, логические, социальные науки и разные профессии.

Специализация – разделение труда между людьми.

Образ мира в рамках праксиологии.

Порядок и хаос – это две крайности в реальном мире.

П о р я д о к – это равновесие, устойчивость и стабильность.

Х а о с – это случайное не прогнозированное поведение элементов системы.

Желание современного человека: стабильность, безопасность, социальная гарантия.

Желание современного человека – это порядок.

Для картины мира характерна:

1) Законы природы и человечества имеют форму самоуправляемого развития.

2) Хаос может выступать в качестве создающего начала.

3) Существуют несколько альтернативных путей развития.

4) Возможно появление сложного целого, из простых частей.

5) Мир имеет причина-следственные связи.

6) Настоящее определяется прошлым, а будущее прошлым и настоящим.

Когда нарушается порядок, возникает н е о п р е д е л ё н н о с т ь. Огромное количество явлений нашего мира, является не устойчивыми, хаотичными и несут не определённость. Современные науки не дают плана действий в условиях не определённости. Не определённость можно преодолевать, определив свой план действий с меньшими затратами.

Главный образ не определённости – это будущее.

Формы цивилизации предполагают не рациональные действия: война, демократия, рынок, игра. На них действуют законы не определённости.

В условиях не определённости, от человека требуется риск.

Р и с к – это попытка действий в условиях нескольких возможностей (есть отрицательные варианты).

Дидактические принципы праксиологии.

От современного работника требуют отличные производственные знания, способности проектировать, принимать решения, выполнять творческую работу.

В учебных заведениях России, включена образовательная программа «Технология» в объёме 800 часов.

Технология предусматривает творческое развитие учащихся, профессиональную ориентацию, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие.

Школа даёт формальное образование не связанное с жизнью.

Не формальное образование – это жизненный опыт, которое человек получает в ходе общения с другими людьми и попадая в разные ситуации. Не формальное образования, человек получает из школы жизни: семья, улица, производство, армия, тюрьма.

Проблемное обучение должно формировать творческие и интеллектуальные способности у студентов.

П р о б л е м н о е о б у ч е н и е – это самостоятельное получение знаний при активной деятельности студента.

К о н т е к с т н о е о б у ч е н и е – это такое обучение при котором моделируется содержание профессиональной деятельности.

Проблемное и контекстное обучение предполагает использование разных форм обучения: проблемная лекция, практический семинар, деловая игра, ролевая игра, курсовой проект, дипломный проект, дискуссия, анализ конкретной ситуации).

Структура праксиологии.

1) Мировоззрение – это современная картина мира.

2) Эврилогия – это теория творчества (проблемы, задачи, вопросы).

3) Рискология. Конфликтология – формирует умения избегать проблемы, конфликты, быть предприимчивым и практичным.

4) Искусство мастера (профессионализм и компетентность).

Жизнь, как проблема.

Ж и з н ь – это одна из форм, существования материи.

Жизнь человека представляется в наличии большого количества людей, которые окружают его.

Человеческая жизнь состоит из неповторимых обстоятельств и событий.

Жизненные события поддаются классификацией и описываются в биографии.

Б и о г р а я ф и я – это все события в жизни человека.

События в жизни человека бывают:

1) Внешние – окружающая среда.

2) Поведенческие (поступки).

3) Внутренние (духовные).

Жизненные события характеризуются:

1) Время совершения события (на сколько оно своевременно или не своевременно).

2) Длительность события (растянутая, мгновенная).

3) Последовательность (место данного события в ряду других жизненных событий).

4) Вероятность осуществления (происходит это со всеми или только с отдельными людьми).

Судьба лежит за пределами власти и ответственности человека.

С у д ь б а – предопределённость будущего.

Вся свобода человека находится в зависимости от судьбы.

Благодаря свободе человек воздействует на судьбу.

Судьба может быть предоставлена человеку как:

1) Предрасположенность (природный дар).

2) Ситуация (внешнее окружение).

3) Предрасположенность и ситуация.

В прошлом уже не чего нельзя изменить, оно составляет основу человеческой судьбы.

В н у т р е н н я я с у щ н о с т ь ч е л о в е к а - это его характер и его реакции на окружающий мир.

Людей делает уникальными и неповторимыми:

1) Темперамент и скорость психических реакций.

2) Опыт детства и воспоминание о детстве.

3) Особенности индивидуальной биографии.

4) Противоречивость жизненных ролей.

По темпераменту людей делят на 4-ри типа: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник.

Право на ошибку. Теория действия в условиях неопределённости.

Проблема происшествий и аварий в социо-технологических системах (СТС), возникающих по вене человека в последние десятилетия, приняла особую актуальность.

Усложнение СТС требует эффективного руководства, так как цена ошибки допущенной в процессе управления производственными системами возросла.

Крупные промышленные или транспортные аварии, могут приводить к гибели людей и наносить материальный ущерб.

Обеспечение безаварийной работы предприятий, следует рассматривать как важное государственное дело.

Аварийные ситуации происходят потому что:

1) Есть безответственность и халатность.

2) Нарушение технологического процесса.

3) Нарушение правил техники безопасности.

4) Низкий профессиональный уровень руководства и слабое обученность персонала.

5) Неправильные действия людей связанные со свойствами нервной системы.

6) Изношенность оборудования и устаревшие технологии.

Исследование причин возникновения аварийных ситуаций позволяет правильно планировать и осуществлять мероприятия по их предупреждению и принимать необходимые действия по защите персонала.

Факторы, влияющие на действие персонала СТС в экстремальных условиях:

1) Особенности ситуации (неопределённость, внезапность, сложность, опасность).

2) Лимит времени на анализ ситуации и принятия решения.

3) Отсутствие дополнительной информации.

4) Подготовленность персонала к действием в особой ситуации.

5) Профессиональная компетентность руководства.

Растерянность и проявление страха, особенно в начале развития аварийной ситуации могут привести к тяжёлым последствиям или социо-экономическим катастрофам.

Профессиональная пригодность персонала может оцениваться при проведении медицинского и психологического обследования.

Готовность людей к действиям в экстремальных условиях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще.

Конфликты и пути их решения.

Конфликты возникают во всех сферах человеческой жизни.

К о н ф л и к т – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Конфликт есть,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»