Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Национально-психологические особенности народов России

←предыдущая следующая→  
1 2 



Скачать реферат


не падать духом и не отчаиваться в самых безнадежных ситуациях.

Страдальческая струя так же имеется в русском характере и придает неповторимый колорит русскому проявлению национальной стойкости, куда можно отнести мужество, терпение, жизнестойкость.

Национальная стойкость русского народа явно обнаруживает женское лицо, т.к. в течение столетий мужчины уходили на войну, а женщина брала на себя роль хранительницы домашнего очага и была всегда сильна и жизнестойка. Но это, однако, совсем не означает слабохарактерность и безвольность русских мужчин.

К сущностным, глубинным качествам русского менталитета относится любовь к свободе. Русский народ по достоинству оценил всю ценность свободы после долгого крепостного права. Русские очень не любят, когда посягают на их свободу.

Наиболее часто подчеркиваются следующие характерные черты русского народа: спонтанность, общительность (В. Ключевский), соборность, державность (А.Хомяков, С. Уваров), коммунитарность, иррациональность (Н.Бердяев), церковность (В. Соловьев).

Психотип народов России.

Каждый народ имеет свою историю, архаику и, следовательно, до некоторых пор свою психологию. Эта психология через этническую доминанту привязана к ландшафтно-фазовому пространству развития этноса и в этом смысле, в чем можно согласиться с Л. Гумилевым, русский человек XV-XVI вв не похож на русского человека XIX-XX вв. Но вместе с тем определенные особенности нашего национально-психологического склада остаются неизменными.

Начнем с типа полушарной интенции – особенности работы мозга, связанного с преобладанием функции одного из его полушарий - правого или левого. Левое полушарие – логического, рациональное; правое – художественное, иррациональное. Множество фактов говорит в пользу того, что русский тип – тип с доминирующим правым полушарием – художественный, импульсивный, эмоциональный. Какие факты подтверждают это? Прежде всего язык: около 60 тыс. слов и выражений только литературного языка; это богатство необходимо нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Однако при этом нет, наверное, народа, более бережно относящегося к своему языку: нашу речь украшают огромное количество междометий, слов-паразитов, профессиональные жаргоны, обогащают иностранные слова. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских: жестов, мимики пауз, сильное интонирование речи выдают тот же правополушарный тип. Художественность и эмоциональность наших сказок, любовь к хоровому пению ( не слушать, а именно петь), особенности наших танцев, сочетающих дикое, импульсивное, архаичное начало (пляски) и ритмическую упорядоченность(хороводы).

Следующая важная черта русского психотипа – его интровертированность, релятивность. Интроверты созерцательны, самодостаточны, придают большое значение взаимодействию, чем результату. П. Флоренский отмечал в русских как характерную черту «перевес начал этических и религиозных над общественными и правовыми». Созерцательность - наша национальная черта: мы не умеем взяться за дело, прежде чем не поразмышлять о нем. Сравните русское «утро вечера мудренее» и латинское «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Мы склонны размышлять о том, «что делать, надо ли делать и как делать», но по большей части не можем прийти к однозначному выводу, пока не доведем себя до крайности.

Сочетание правополушарности и интровертированности нашего сознания дает целый ряд эффектов, подтверждающие предыдущие выводы. Прежде всего это характерная потребность в телесных контактах: «поцелуйный» этикет, ставшие традицией объятия, привычка энергично здороваться, часто используемые выражения типа «локоть к локтю», «грудь в грудь». Другим следствием такого сочетания является склонность к мифологизации бытия – черта, на которой нас постоянно ловят: мы любим жить в придуманном нами мире больше, чем в реальном. Строительство коммунизма, в процессе которого была вовлечена нация, - пример такой мифологизации.

Представители различный психологических школ дают различные названия доминирующему среди русских психотипу. Последователи З.Фрейда связывают этот тип с «женским» началом и в связи с этим «обретение жениха» рассматривают как ведущую функцию русского этноса. Представители школы аналитической психологии К.Юнга отнесли бы данный тип к интуитивно-чувственному, сильной чертой которого является способность к предчувствию прежде всего, когда это касается сферы человеческого, слабой – отношения с объектной, материальной стороной мира. В соционике, науке, развивающей свои идеи на основе методологии К.Юнга, тип, наиболее близкий русскому, определяется как «интуитивно-этический интроверт». Особенность этого психотипа заключается в том, что функции конкретной деятельности и волевой мобилизации являются «слабыми» находятся на уровне «ребенок». Давление на такие точки вызывают к жизни «детское начало» и в первую очередь обращение к «старшему» - государству. Кстати, поражающая иностранцев «детская доверчивость» русских к кампаниям, работающим в стиле «МММ», играющих на фантастических картинках массового обогащения, - след реанимации под давлением внешних условий того же комплекса ребенка.

Воспроизведем некоторые характеристики глубинной подсознательной структуры этого психологического типа.

Мышление характеризуется эмоционально-чувствительным восприятием, образностью, сосредоточенностью на масштабных проблемах. Остро чувствует тенденции и грядущие изменения. Однако испытывает значительные затруднения при необходимости перевести результат предчувствия в рациональную форму, конкретные решения.

Для его деятельности характерны склонность к размышлениям, которые не всегда заканчиваются поступками, нерешительность в выборе конкретной альтернативы, импульсивность. Не умеет экономно и расчетливо устраивать свой быт, клонен к бесхозяйственности.

В отношениях с окружающими выражена потребность в близких контактах, понимание со стороны окружающих, эмоциональной вовлеченности. В деловой активности стремиться к глубокой мотивации партнеров, при угрозе конфликта часто предпочитает уступить, сохранив нормальные взаимоотношения.

Испытывает дискомфорт и снижает активность, когда возникает необходимость в переработке информации, требующей прямой деловой активности. Как правило, сам не может установить волевой режим. Активизируется при наличии информации о логике целеполагания, механизме достижения щелей и о его (лично) предназначении в получении результата.

Специалисты по соционике считают, что « доминирующей потребностью у русского народа является стремление жить в сильном государстве», которое бы взяло на себя функции защиты его материальных интересов и волевой мобилизации.

Типичный русский выглядит в зеркале общественного мнения следующим образом:

Добродетели: открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность.

Пороки: лень, безответственность, непрактичность.

Доминирующими для большей части этноса являются коммунитарные ценности (справедливость, нация, Родина, семья)

Русская молодежь характеризуется направленностью на активную самореализацию, социальное признание, самовыражение, отличается уверенным поведением, высокими притязаниями, умением принимать рациональные решения и не отступать перед жизненными трудностями.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

1) Нация является сложным этносоциальным образованием, единством объективных (территория, язык, культура) и субъективных (национальное самосознание) признаков.

2) Национально-психологические особенности становятся частью образа жизни личности благодаря своему внедрению в душевную жизнь человека.

3) Национально-психологические особенности как научная категория имеет долгую историю становления.

4) Национально-психологические особенности русских связаны с цивилизационной спецификой России. Они сформировалась в результате влияния:

- Природно-климатических условий.

- Особенности организации социальной жизни.

- Специфики духовной жизни.

- Своеобразие форм и методов национальной системы воспитания ( преобладание запретительных мер в контроле за поведением ребенка, преобладание отрицательных санкций над положительными, регрессивный характер контроля, который приводит к общей неизбежной «заторможенности», а не к способности к самостоятельному и гибкому контролю за своим поведением).

Литература.

1. Вопросы экономики // №7, 1996 г.

2. Вопросы философии // №1, 1994 г.

3. Диалог // №7-9, 1998 г.

4. Журнал прикладной психологии // №4, 2000г.

5. Отечественные записки // №3, 2002 г.

6. «Политология», энциклопедический словарь, 1993г, Москва

7. Психологический журнал // №5,6 , 1998г.

8. Трофимов В.К. «Генезис и сущность русского национального менталитета», Ижевск, 2000г.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»