Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Необходимость знания психолого-педагогических особенностей общения как составляющей социализации личности

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Контрольная работа

по дисциплине “Общая психология”

Тема: Необходимость знания психолого-педагогических особенностей общения как составляющей социализации личности.

Выполнила:

студентка 2 курса

специальность 6.040100

шифр П-020112

группа 2

Добрая Ф.Б.

Киев 2003

План

Вступление

1. Общение как процесс межличностного взаимодействия

1.1. Определение общения

1.2. Процесс и структура

1.3. Роль общения в социальной адаптации личности

2. Социальная регуляция коммуникативного поведения индивида

2.1. Необходимость выработки положительных навыков коммуникации

2.1. Знание психолого-педагогических особенностей общения – залог успеха в работе с людьми.

Вывод

Список использованной литературы

«...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»

М.В. Ломоносов

Если на пустынной улице встретятся два человека, не остановятся не заговорят а вскользь взглянут друг на друга уже вполне можно считать что произошел процесс общения двух индивидуумов. Бесспорно полностью рассмотреть и изучить все стороны этого многогранного процесса невозможно досконально ибо как неповторима каждая отдельная личность так индивидуальны и неповторимы ее проявления в общении, восприятии жизни, творчестве… Однако изучение и осмысление основных психологических особенностей коммуникации является обязательным для психолога и бесспорно весьма полезным для каждого человека, желающего глубже понять себя, свое место в социуме и научится лучшим, более качественным отношениям с ближним.

В данной работе на рассмотрение выносятся такие вопросы:

1) Определение, процесс и структура межличностной коммуникации.

2) Роль общения в социальной адаптации личности.

3) Необходимость выработки положительных навыков коммуникации.

4) Знание психолого-педагогических особенностей общения – залог успеха в работе с людьми.

Цель данной работы – изучение основных психолого-педагогических особенностей общения, обоснование необходимости знания особенностей общения как составляющей социализации личности.

2. Общение как процесс межличностного взаимодействия

2.1 Определение общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило безпроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

a) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

b) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

c) Обсуждение интересующей проблемы.

d) Решение проблемы.

e) Завершение контакта (выход из него).

1.2. Процесс общения.

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:

Общение

Коммуникация интеракция социальная перцепция

 Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

 Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

 Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»