Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

НТР и художественное творчество

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Студент IVкурса факультета архитектуры

института им. И.Е.Репина

Богрянцев П.А.

22.05.1997

РЕФЕРАТ

"НТР и художественное творчество"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Влияние на развитие общества.

2. Личность.

3. Влияние на искусство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

статья "НТР и личность" Д.А.Гранин

статья "Эстетика парадокса" Ю.В.Линник

статья "К проблеме индивидуального стиля в научных

исследованиях" А.С.Архангельская

статья "Человек и техника в новейшей зарубежной

литературе" Т.Л.Мотылева

статья "На пути к синтетизму" И.Грекова

статья "Творческий процесс или имитация?" А.А.Крон

 1 -

1. Технический прогресс и нравственное развитие общества.Антиутопии.

В начале ХХ века возник ряд "антиутопий" , в которых описываются опас-

ности , которые несет человечеству грядущая "машинная цивилизация".

Как пример можно привести сатирический рассказ С.Линкока "Человек в

асбесте", написанный еще в начале века.Итогом развития машинной ци-

вилизации, по мнению автора, будет вечный , бессмертный и однообраз-

ный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный.

"Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления.

Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме-

рике (действие происходит на Бродвее).Это произведение и ряд ему по-

добных выражают общую мысль - опасность обнищания духовной жи-

зни , атрофии человеческой деятельности , деперсонализация личности .

В машинной цивилизации К.Воннегута ("Завтрак для чемпионов") ясно

видны уже ставшие реальностью проблемы - умирание природы , рост

преступности , духовное обнищание.

Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общест-

ва вызывает мнимую альтернативу : либо прогресс науки и техники , либо

прогресс человека. Так , например, английский культур-философ А.Тойнби

считает : мораль статична , а техника динамична , и разрыв между техни-

ческим развитием и нравственным развитием человечества постоянно уве-

личивается.

Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к

решению - в комплексном решении : единство и неразрывность научно-тех-

нического, социального и нравственного прогресса.Если процессы НТР не

контролировать , это может вызвать серьезнейшие диспропорции и проти-

воречия в общественном развитии.

НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в

связи с тем , что созданные ими силы могут угрожать существованию са-

мого человечества.Проблема свободы встает не только как проблема лич-

ного выбора , но и как проблема общей ответственности людей за опре-

деление путей развития человеческой цивилизации , способной обеспе-

чить не просто выживание , но и оптимальные условия жизни будущих

поколений.

 2 -

2.Личность.

В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и

самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи.Индивиду прихо-

дится самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы

старые подходы.Человеческое "я" приспосабливается к новым факторам.

Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального

отбора усваиваемой информации.Множественность и сменяемость соци-

альных ролей личности создают необходимость их осознания и интегра-

ции в определенной системе личных ценностей , в рамках целостного об-

раза "я".Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности ,

индивидуализирует требования к любви, дружбе.

НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства

доступнее для людей.Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре-

восходства над искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса

нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным.Кроме того, совре-

менные формы искусства во многом зависят от техники.Но именно в этом

постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностя-

ми и душевными перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз-

ни и вбирает в себя явления современности.

НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство

же увеличивает меру его внутренних потребностей.Очевидно, что искус-

ство должно не расцвечивать НТР , а помочь осознать ее не как самоцель,

а как средство.

НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру.

Человек фиксирует инфориацию, полученную от произведения, но диалог

с произведением не возникает.Так в романе М.Фриша "Homo Фабер" предс-

тавляется этот новый тип человека - преуспевающий инженер Вльтер Фа-

бер успева за три месяца успевает облететь полмира.Эти постоянные пе-

ремещения - способ автора раскрыть характер человека деловитого , пре-

успевающего и равнодушного к таким понятиям , как семья , дом , родина.

Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию.В иных убеж-

дениях , иных духовных ценностях он не нуждается.Характерно то , что

Фабер не читал Толстого.В картинных галереях Парижа и Рима ему скуч-

но.Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера , определяемая по

формуле "это меня не касается".Мораль книги : "Технократ отчужден от

живого мира".

В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоцени-

ма - "Красота спасет мир".

 3 -

"Эстетика парадокса"

К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко.С од-

ной стороны , интересно прослеживать их взаимовлияния : в науке искать

элементы художественного мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве

обнару живать воздействие науки ("научная поэззия").Но говорить о подлин-

ном синтезе науки и искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та-

кое взаимопроникновение бывает неполным , частичным.Поэтому полезно

посмотреть на проблему , акцентируя внимание на некоторых инвариан-

тах , присущих науке и искусству , несмотря на все их различия.

Как пример - парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком-

понентом научного мышления.Но отношение к нему существенно менялось.

Обнаружив парадоксальную антиномичность разума , Кант увидел в непри-

миримости тез и антитез трагедию мышления, - его расколотость , разор-

ванность , разъятость.Это типично для классического мышления.Парадок-

сы воспринимались чисто негативно : они возмущали рационально ясную

модель мира , оценивались как фактор дисгармонии.ХХ век создал иную

шкалу оценок.Принцип дополнительности Н.Бора изменил негативное от-

ношение к парадоксу на позитивное : появление парадокса может свиде-

тельствовать о приближении к истине.Изменилось понимание истины , гар-

монии , красоты.Классическая истина была несовместимой с антиномич-

ностью.Однако Бор указал , что на более глубоком уровне возникает ситуа-

ция , когда утверждение и противоутверждение , аргумент и контраргумент

оказываются парадоксально равноправными и в одинаковой степени истин-

ными.

В гуманитарной области парадокс всегда был вполне законным , даже

необходимым элементом.Парадоксальные пересечения смыслов в произ-

ведении действуют непосредственно на сознание , обходя логический ана-

лиз.Интересно , что современная наука приходит к парадоксальным выво-

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»