Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Обучение умственно-отсталых детей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Клиника и этиология умственной отсталости

Под понятием умственная отсталость объединены многочис-ленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недо-развитии познавательной сферы.

Умственная отсталость относится к болезням развития – дизон-тогениям. Соответственно, она может возникнуть только при пора-жении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте( до трех лет)

Под умственной сбособность отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и опре-деляющее место занимает недоразвитие познавательной деятельно-сти и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта ха-рактеризуется тотальностью и относительной равномерностью недо-развития разных сторон психики.

Наиболее частой экзогенной причиной постнатальной умст-венной отсталости являются нейроинфекции, главным образом энце-фалиты и менингоэнцефалиты, а та же параинфекционные инцефали-ты. Реже причиной умственной отсталости являются постнатальные интоксикации и черепно-мозговые травмы. Экзогенные формы со-ставляют не менее половины всех дефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.

Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхожде-нии умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ¾ всех случаев недо-развития познавательной сферы у детей.

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе рас-пространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофре-нии является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

Генные мутации могут затрагивать один единственный ген, ли-бо группу генов слабого действия, контролирующих один и тот же признак.

Таким образом, по этиологии все случаи умственной отстало-сти делят на экзогенные и генетические. Необходимо при этом пом-нить, что в процессе развития и жизнедеятельности организма гене-тические и экзогенные факторы находятся в сложном взаимодейст-вии. При умственной отсталости, например, те экзогенные факторы, которые не являются непосредственной причиной недоразвития моз-га ребенка, могут способствовать выявлению генетических дефектов или утяжелить проявления наследственного заболевания. Дополни-тельные экзогении могут привнести в клиническую картину наслед-ственной умственной отсталости новые, несвойственные ей симпто-мы.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что дефекты раз-вития познавательной сферы чрезвычайно неоднородны по происхо-ждению. Соответственно, могут существовать многочисленные раз-нообразные механизмы, нарушающие формирование и развитие моз-га, а та же большое число самостоятельных нозологических форм ум-ственной отсталости. Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный де-фект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.

Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологиче-ских, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления, позволяющие установить нозологический диагноз на ос-новании клинических данных, и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощи современных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференциро-ванными формами умственной отсталости.

Неосложные формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Ин-теллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных кон-кретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание ха-рактеризуется недостаточной произвольностью и целенаправлено-стью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также пере-ключения. Нередко при неплохой способности к механическому за-поминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциа-тивной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом . Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостью характеризуются обычно до-вольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовле-творительной продуктивностью.

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неослож-ненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллек-туального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстрой-ства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющеся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аг-рамматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обсле-довании становится ясно, что внешне правильные фразы представ-ляют собой заученные речевые штампы.

Недоразвитие моторики проявляется главным образом недоста-точностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленно-стью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтому велика важность занятий физкультуры для таких детей.

Выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степе-ни могут контролировать свои поступки.

Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с об-щим психическим недоразвитием.

Таким образом, при неосложненных формах умственной отста-лости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Осложненные формы характеризуются наличием дополнитель-ных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.

По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:

1. С церебрастоническим или гипертезионным синдромами;

2. С выраженными расстройствами поведения;

3. С эмоционально-волевыми расстройствами.

Такое деление отражает главным образом то. Какой из допол-нительных психопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картине болезни.

У детей первой группы страдает главным образом интеллекту-альная деятельность.

Церебрастонический синдром – синдром раздражительной сла-бости. В его основе лежит повышенная истощаемость нервной клет-ки. Проявляется общей психической невыносливостью, неспособно-стью к длительному напряжению, к длительной концентрации вни-мания.

Гипертензионный синдром – синдром повышенного внутриче-репного давления – возникает в связи с ликвородинамическими рас-стройствами, развивающимися в следствие органического поражения ЦНС или врожденного дефекта ликворной системы мозга. Повыше-ние внутричерепного давления сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ре-бенка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребенка. У таких детей отмечают своеобразные нарушения внимания: слабость концентраци, повышенная отвлекаемость. Нередко наруша-ется память. Дети становятся двигательно расторможенными, не-усидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены эмоциональная ла-бильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.

У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов.

Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчи-востью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случа-ях поведение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррек-ции. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикамен-тозной коррекции.

Психопатный синдром наблюдается обычно у детей с умстве-ной отсталостью, обусловленой черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства лич-ности с расторможением, а иногда и с извращением грубых прими-тивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине бо-лезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления.

У детей третьей группы, кроме умственной отсталости наблю-даются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут про-являться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немоти-вированных колебаний настроения, снижения эмоционального тону-са и побуждений к деятельности, в виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.

Среди учащихся вспомогательных школ чаще можно встретить детей с псевдоаутизмом, т.е. нарушением контакта, обусловленным реактивными моментами: страхом новой обстановки, новых требова-ний, страхом перед учителем, боязнью агрессивности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»