←предыдущая следующая→
1 2 3
19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5
1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд)
y – кол-во заученного материала
х – номер предъявления
1 и 2 Эбингауз
2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования ос.связей между каждыми конкретными элементами.
Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке.
• Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью эксперементатора
• Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд.
3.Парных ассоциаций (Калкинс)
Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1 элемент пары – стимул, 2 – ответ.
Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2.
• Предъявляются вначале 1 или несколько пар
Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ
В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым подкрепляя его
4.Узнавания
элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать. Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д.
Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые следует заучить.
Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами, можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10 групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать знакомый.
Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S или возрастает степень сходства между пр.и нов.S.
Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем
больше, чем меньше число новых S.
Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%.
Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных узнаваний.
Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S
• Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок
• Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S
• Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В.
Формула Портмана – учел 2 этих поправки
М
Rс= В - — ; Rc – показатель окончательного узнавания
n - 1
В – число правильных узнаваний
N – общее число предъявлений
5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения ассоц.связей.
Процедура: 2 части
1. первоначальное заучивание
2. повторное -----«------
1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания
2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала, тем же самым методом.
По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения
К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2
Расчет: К=
K1
10 проб – 10 проб
Ex. K= Х 100%
10 проб
10 - 15
K = Х 100% = 50%
10
25В. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект Ресторф.
1.Определен объем памяти (кратковременной) Он варьируется в зависимости от материала
Средний объем: в 7 элементов – беспам. слои: 8-9 односложные слова
Если число элементов превышает объем кратковременной памяти, то результат ухудшается
2.Эффект края
лучше запоминаются эл.ряда по краям и хуже в середине
ex. Предъявляли 10 3х значных чисел методом антиципации
% 100
правильных 17
антиципаций 5 антиципация – ряд слогов
1 подсказывают до тех пор,
воспроизведение пока не воспроизведет
порядк.N 3х числ. правильно весь ряд
7.Влияние осмысленности материала на запоминание
1ex: 36 бессмысленных слогов для заучивания
в целом было необходимо 55 повторений
2ex: заучивали стих Шиллера – 36 слов – понадобилось 6-7 повторений
23В.Проблема распределений упражнений. Закон Йоста
Йост предлагал заучивать ряд из 12 слогов в разных условиях
Условия:
1. 3 дня по 8 повторений – А
2. 6 дней по 4 повторения – Б
3. 12 дней по 2 повторения – В
4. ex. Как готовится к экзамену в течение семестра или перед
через сутки просили повторить эти 12 слогов
испытуемый А Б В в %
1 18 39 53
2 7 31 55
Лучше понемногу каждый день учиться
24В. Кривая забывания Эбнигауза и ее модификация (Пьерон)
Эбнигауз получил этот закон на самом себе
Когда мы заучили материал, что у нас оставалось по прошествии времени?
• Он использовал 8 рядов из 13 бессмысленных слогов
• Вначале методом заучивания, заучивал 1, потом 2 и т.д.
• Через разные промежутки времени он повторно заучивал (через час) и вычислял коэффициент относительного сбережения
К 100%
классическ. кривая забывания Один раз заучил – отметил точку, через день - еще и т.д.
Он строил ее в течение 144 часов (между 1 и 2)
в. между 1 и 2 заучив. через 144 ч.в памяти остается очень мало, около 20 %
Основное забывание происходит в течение 1 дня, самое активное в течение 1 часа
Когда мы не вкладываем смысла, запоминаем механически получаются такие результаты.
Пьерон критиковал
Закон получился таким только потому, что материал был организован специфическим образом, если организовать по-другому – результаты будут другими
Он говорит, что Эбингауз наверняка помнит лучше крайние ряды
Он предлагал запомнить 1 ряд из 50 цифр, в порядке предъявления
Он использовал метод сбережения
К 100%
Он просил заучить через 7, 14, 28, 60 и 120 дней
Первые 7 дней испытуемый помнит материал 100%
7 14 28 60 20 t между 1 и 2
Вывод: результаты механического заучивания зависят от организации материала
К1 кол-во проб, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2
Расчет: К= X 100%
K1
26В. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы и результаты их исследования
Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием др.материала Б, материал Б заучивают в период между заучиванием материала А и его сохранением.
Экспериментальная
группа Заучивание
мат А. Заучивание
мат Б. Воспроизведение и повторное
заучивание А
Контрольная группа Заучивание
мат А. Период
отдыха Воспроизведение и повторное
заучивание А
Абсолютная РИ= разница между воспроизведением контрольной и экспериментальной групп.
воспр. воспр.
контр.групп экспер.гр.
Относительная РИ = х 100%
воспр. контр.групп
РИ – результат соотношения многих переменных. Основные переменные, относящиеся
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|