Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Общая психология

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5

1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд)

y – кол-во заученного материала

х – номер предъявления

1 и 2 Эбингауз

2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования ос.связей между каждыми конкретными элементами.

Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке.

• Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью эксперементатора

• Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд.

3.Парных ассоциаций (Калкинс)

Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1 элемент пары – стимул, 2 – ответ.

Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2.

• Предъявляются вначале 1 или несколько пар

Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ

В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым подкрепляя его

4.Узнавания

элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать. Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д.

Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те, которые следует заучить.

Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами, можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10 групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать знакомый.

Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S или возрастает степень сходства между пр.и нов.S.

Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем

больше, чем меньше число новых S.

Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%.

Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных узнаваний.

Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S

• Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок

• Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S

• Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В.

Формула Портмана – учел 2 этих поправки

М

Rс= В - — ; Rc – показатель окончательного узнавания

n - 1

В – число правильных узнаваний

N – общее число предъявлений

5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения ассоц.связей.

Процедура: 2 части

1. первоначальное заучивание

2. повторное -----«------

1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания

2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала, тем же самым методом.

По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения

К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2

Расчет: К=

K1

10 проб – 10 проб

Ex. K= Х 100%

10 проб

10 - 15

K = Х 100% = 50%

10

25В. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект Ресторф.

1.Определен объем памяти (кратковременной) Он варьируется в зависимости от материала

Средний объем: в 7 элементов – беспам. слои: 8-9 односложные слова

Если число элементов превышает объем кратковременной памяти, то результат ухудшается

2.Эффект края

лучше запоминаются эл.ряда по краям и хуже в середине

ex. Предъявляли 10 3х значных чисел методом антиципации

% 100

правильных 17

антиципаций 5 антиципация – ряд слогов

1 подсказывают до тех пор,

воспроизведение пока не воспроизведет

порядк.N 3х числ. правильно весь ряд

7.Влияние осмысленности материала на запоминание

1ex: 36 бессмысленных слогов для заучивания

в целом было необходимо 55 повторений

2ex: заучивали стих Шиллера – 36 слов – понадобилось 6-7 повторений

23В.Проблема распределений упражнений. Закон Йоста

Йост предлагал заучивать ряд из 12 слогов в разных условиях

Условия:

1. 3 дня по 8 повторений – А

2. 6 дней по 4 повторения – Б

3. 12 дней по 2 повторения – В

4. ex. Как готовится к экзамену в течение семестра или перед

через сутки просили повторить эти 12 слогов

испытуемый А Б В в %

1 18 39 53

2 7 31 55

Лучше понемногу каждый день учиться

24В. Кривая забывания Эбнигауза и ее модификация (Пьерон)

Эбнигауз получил этот закон на самом себе

Когда мы заучили материал, что у нас оставалось по прошествии времени?

• Он использовал 8 рядов из 13 бессмысленных слогов

• Вначале методом заучивания, заучивал 1, потом 2 и т.д.

• Через разные промежутки времени он повторно заучивал (через час) и вычислял коэффициент относительного сбережения

К 100%

классическ. кривая забывания Один раз заучил – отметил точку, через день - еще и т.д.

Он строил ее в течение 144 часов (между 1 и 2)

в. между 1 и 2 заучив. через 144 ч.в памяти остается очень мало, около 20 %

Основное забывание происходит в течение 1 дня, самое активное в течение 1 часа

Когда мы не вкладываем смысла, запоминаем механически получаются такие результаты.

Пьерон критиковал

Закон получился таким только потому, что материал был организован специфическим образом, если организовать по-другому – результаты будут другими

Он говорит, что Эбингауз наверняка помнит лучше крайние ряды

Он предлагал запомнить 1 ряд из 50 цифр, в порядке предъявления

Он использовал метод сбережения

К 100%

Он просил заучить через 7, 14, 28, 60 и 120 дней

Первые 7 дней испытуемый помнит материал 100%

7 14 28 60 20 t между 1 и 2

Вывод: результаты механического заучивания зависят от организации материала

К1 кол-во проб, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2

Расчет: К= X 100%

K1

26В. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы и результаты их исследования

Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием др.материала Б, материал Б заучивают в период между заучиванием материала А и его сохранением.

Экспериментальная

группа Заучивание

мат А. Заучивание

мат Б. Воспроизведение и повторное

заучивание А

Контрольная группа Заучивание

мат А. Период

отдыха Воспроизведение и повторное

заучивание А

Абсолютная РИ= разница между воспроизведением контрольной и экспериментальной групп.

воспр. воспр.

контр.групп экспер.гр.

Относительная РИ = х 100%

воспр. контр.групп

РИ – результат соотношения многих переменных. Основные переменные, относящиеся

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»