Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Основные функции управленческой деятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство Образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра менеджмента

Контрольная работа

по управленческой психологии:

Основные функции управленческой деятельности: психологиче-ские особенности, функции управления. Основные теории ли-дерства: теория черт, ситуационная и синтетическая теории. Профессионально важные качества руководителя.

Исполнитель:

Шаньгина А.Н.

Руководитель:

Рожкин Е.Н.

Сыктывкар 2003

Содержание:

Содержание………………………………………………..2

1. Основные функции управленческой деятельности……...3

2. Основные теории лидерства……………………………….5

3. Профессионально важные качества руководителя………6

Список литературы………………………………………..8

Основные функции управленческой деятельности: психологиче-ские особенности, функции управления. Основные теории лидер-ства: теория черт, ситуационная и синтетическая теории. Профессионально важные качества руководителя.

1. Основные функции управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленче-ской деятельности можно свести к следующим:

 Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

 Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осущест-вляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, не-редко противоречивой обстановки;

 Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управлен-ческих задач;

 Значительная роль коммуникативной функции;

 Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой от-ветственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, ис-полнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Всё содержание процесса управления расчленяется на специализированные функ-ции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за опре-делёнными исполнителями и этим самым придать процессу управления упоря-доченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой и любой деятельностью. К таким функциям относят целеполагание, планирова-ние, организацию, координирование, стимулирование и контроль. Функция це-леполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных це-лей деятельности. Руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, с реше-ниями вышестоящих руководителей. При всём этом надо ещё и уметь корректи-ровать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Пред-посылкой планирования является прогнозирование – выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в буду-щем.

Функция организации. Под организацией понимается процесс, деятель-ность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жиз-ненноспособная, эффективная и устойчивая система.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной и самокорректирующейся. Последова-тельность реализации функции организации обычно следующая:

• Определение целей, задач и особенностей совместной деятельно-сти членов организации;

• Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

• Установление последовательности действий исполнителей, про-должительности и контрольных сроков их выполнения;

• Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимо-действий людей для достижения целей;

• Установление между членами организации необходимых органи-зационных отношений (соподчинённости, координации и др.);

• Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс орга-низации взаимодействия между подчинёнными. В числе принципов эффектив-ной организации взаимодействия следующие:

• Специализация исполнителей;

• Количественная и качественная пропорциональность частей, об-разующих систему;

• Параллельность действий;

• Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточ-нить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гар-моничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совме-стной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и исполь-зование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной дея-тельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

 Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчинён-ного в общее дело;

 Связь стимулов с целями деятельности организации;

 Единство интересов подчинённого, организации и общества в це-лом;

 Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

 Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функ-ции контроля, учёта и анализа деятельности. Содержание этой функции вклю-чает комплексное изучение деятельности и предполагает:

 наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

 сравнение её параметров с заданной программой функционирова-ния;

 количественную и качественную оценки эффективности деятель-ности;

 выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

 выявление причин сложившегося состояния;

 определение наиболее целесообразных путей восстановления ра-ботоспособности системы.

Как правило, объём всех вышеперечисленных функций превышает объём реально выполняемых, в которых наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руково-дителя определяется свой стиль деятельности.

2. Основные теории лидерства.

«Теория черт». Различные учёные пытались выделить необходимые чер-ты или характеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Первоначально научные поиски нашли своё воплощение в так называемой «теории черт» (харизматическая теория). В соответствии с этой теорией лиде-ром или руководителем не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определённым набором личностных качеств, набором или совокупно-стью определённых психологических черт. Мнения учёных разделились. Одни считали, что эти качества должны быть врождёнными. Они утверждали, что управление – это не наука, а своеобразное искусство. А деятельность управлен-ца основана на врождённом таланте. Американский психолог Д. Бойд утвер-ждал, что научится руководить не может никто, а искусство руководства идёт от вашего сердца и собственной силы. Но согласится с этим – означает, что все по-пытки выявить закономерности эффективного управления и качества руководи-теля были ненужными. Изучение практики показывает определённые законо-мерности, существование типичных черт. Бихевиористы полагают, что лидер-ские черты нельзя считать всецело врождёнными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. Начав с нескольких фундаментальных качеств, ряд учёных в процессе исследования довели их ко-личество до двух сотен и более.

Наблюдения практики показали немало случаев, когда лица, не обла-дающие «важнейшими чертами», успешно справлялись со всеми функциями лидера. Это обусловило появление «Ситуационной теории». В ней акцент пе-реместился на анализ ситуации и объекта управления, т. е. лидерство возникает как ответ на требование ситуации. В ранг высшей силы возводятся обстоятель-ства. Черты рассматриваются лишь как одна из ситуационных переменных. К числу других относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (ожидания), время принятия решений, психологический климат организации и др. в одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других совсем иная.

В н6астоящее время в западной психологии

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»